Вы здесь

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2012 – 2014 годы

Мы, полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей (далее – Стороны), руководствуясь принципами:

неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;

социальной ответственности государства, работодателей и работников, взаимного уважения и максимально возможного достижения компромисса их интересов;

солидарной ответственности за реализацию стратегии социально-экономического развития страны и содействия её практическому осуществлению на местах;

социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

конструктивного взаимодействия в деле обеспечения условий для достойного труда и социально-экономических интересов работников и работодателей, сохранения согласия и стабильности в обществе,

заключили настоящее Генеральное соглашение на 2012 – 2014 годы     (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2012 – 2014 годах и совместных действий его реализации.

 

 

I. Экономическая политика

 

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на обеспечение устойчивого развития на основе модернизации экономики и реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, совершенствования тарифной политики, защиты конкуренции и улучшения бизнес-климата в стране.

В связи с чем, Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1.1. Содействовать обеспечению в 2012 – 2014 годах сбалансированного экономического роста на основе проведения макроэкономической политики, направленной на минимизацию рисков при возможных вариантах развития экономики.

1.2. Осуществлять совместные мероприятия, направленные на реализацию:

Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года;        

Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 – 2014 годы;

Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы;

Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы;

Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы;

Программы модернизации жилищно–коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы;

Программы «Ақ бұлақ» на 2011 – 2020 годы;

Программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.

1.3. Совершенствовать системы и механизмы стимулирования организаций, осуществляющих инвестиции в модернизацию и развитие производства.

1.4. Совместно с Национальным банком Республики Казахстан принимать меры по развитию финансового сектора, направленные на повышение стабильности финансовой системы.

1.5. Способствовать формированию бюджетных параметров, направленных на стимулирование экономического роста и обеспечение социальных обязательств государства, повышение эффективности расходования бюджетных средств.

1.6. Осуществлять меры тарифной политики, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов между производителями услуг и потребителями.

1.7. Продолжить работу по государственному регулированию субъектов естественных монополий в части обеспечения предсказуемости и стабильности уровней тарифов.

1.8. Повышать производительность и качество труда за счет внедрения новых методов организации производства, системы менеджмента, новых технологий и техники, повышения заработной платы.

       1.9. Участвовать в работе межведомственных комиссий, а также рабочих групп Правительства и центральных государственных органов по подготовке и рассмотрению проектов законодательных актов, связанных с трудовыми отношениями и социально-экономическими вопросами.

 

       

II. Развитие рынка труда, содействие

эффективной занятости населения

        

Стороны считают необходимым способствовать созданию благоприятных возможностей для развития человеческого потенциала в контексте повышения его конкурентоспособности, объединить усилия в реализации основных направлений Программы занятости 2020, решении задач по формированию спроса на трудовые ресурсы высокого качества, созданию условий для достойного труда и достойной оплаты труда.

Эти процессы должны поддерживаться эффективным взаимодействием социальных партнеров в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов. В этих целях Стороны принимают на себя следующие обязательства:

2.1. Обеспечивать реализацию следующих мероприятий:

формирование общенациональной базы данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест;

стимулирование внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала;

использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала Министерства труда и социальной защиты населения;

внедрение Единой информационной системы социально-трудовой сферы (ЕИССТС);

принятие мер по максимальному обеспечению занятости женщин (увеличение доли женщин в рабочей силе);

оказание государственной поддержки лицам, направленным на социальные рабочие места, общественную работу, молодежную практику в рамках Программы занятости 2020 и региональных программ занятости населения;  

повышение мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переезду граждан Республики Казахстан из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и в центры экономического роста.

2.2.Осуществлять меры по:

развитию национальной системы квалификаций, разработки профессиональных стандартов, модернизации единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого  квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;

развитию системы профессиональной ориентации населения, в том числе профессиональной ориентации школьников;

привлечению работодателей к развитию собственной учебно-материальной базы, участию в модернизации и управлении материальной базой и образовательными процессами учебных заведений профильного профессионального образования, созданию условий для получения работниками необходимых навыков и умений.

2.3. Обеспечивать соблюдение законодательства о занятости населения в части защиты национального рынка труда, создавать условия для привлечения высококвалифицированной рабочей силы.

2.4. Стороны при этом считают необходимым:

принятие Правительством Республики Казахстан мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в случае возникновения критических ситуаций;

совершенствование механизмов поддержки занятости населения при проведении реструктуризации экономики, диверсификации структуры  занятости в городах и населенных пунктах;

совершенствование инструментов поддержки и материальных гарантий граждан на случай потери работы или неполной занятости;

осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг в сфере занятости населения.

2.5. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», № 97 «О трудящихся-мигрантах».

 

 

III. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

 

Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

В этих целях стороны будут способствовать совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда с целью устойчивого развития экономики.  

Стороны принимают  на  себя  следующие обязательства:

3.1. Продолжить техническое консультирование по вопросам совершенствования методики определения величины прожиточного минимума.

3.2. Продолжить совершенствование системы оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, направленных на повышение уровня оплаты их труда.  

3.3. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенций Международной организации труда № 95 «Об охране заработной платы», № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы» и № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

3.4. Обеспечивать включение в отраслевые соглашения и нормативное закрепление размеров повышающих отраслевых коэффициентов для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли.

3.5. Способствовать недопущению дискриминации в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении аналогичных работ и соответствующей одинаковой квалификации.

3.6. Проводить мониторинг соблюдения норм трудового законодательства.   

3.7. Проводить анализ действующей системы применения минимального  стандарта оплаты труда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли, и вырабатывать предложения по его совершенствованию.  

IV. Социальное обеспечение и защита,

политика предоставления равных возможностей

 

В целях модернизации социальной сферы и улучшения условий жизни населения, развития эффективной и устойчивой системы социального обеспечения, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

4.1. Продолжить работу по совершенствованию системы государственных стандартов социального обеспечения в целях их соответствия международным стандартам и нормативам.

4.2. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

4.3. Продолжить работу по формированию адекватной защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов и осуществить в этих целях меры, направленные на:

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного страхования социальных рисков;

совершенствование системы администрирования обязательного социального страхования.

4.4. Разработать и реализовать меры  по совершенствованию пенсионной системы.  

4.5. Принять меры по формированию эффективной системы социальной поддержки уязвимых категорий населения.

4.6. Определить и реализовать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

4.7. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний.

4.8. Стороны договариваются о проведении консультаций по следующим вопросам:

разработка мер, позволяющих обеспечить доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов;

государственное регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

4.9. Осуществлять меры по реализации Стратегии гендерного равенства  в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы, направленные на:

обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;

поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием на равных правах;

увеличение представительства женщин на уровень принятия решений.    

4.10. Принимать участие в реализации мероприятий, направленных на осуществление государственной молодежной политики, решение задач по обеспечению социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья, создание условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи, поддержку и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.  

4.11. Осуществлять меры по ратификации Конвенции Международной организации труда № 183 «Об охране материнства», № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин».

4.12. При заключении отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров в организациях предусмотреть основные права и гарантии женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями. 

 

 

V. Условия и охрана труда, промышленная

 и экологическая безопасность

 

Стороны Соглашения, считая сбережение человеческих ресурсов одним из национальных приоритетов, рассматривая вопросы улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, обязуются:

5.1. Совершенствовать законодательство, обеспечивающее внедрение системы управления профессиональными рисками и комплексных методов  управления охраной труда, повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий.

5.2. Принимать меры по финансированию превентивных мероприятий, направленных на обучение по охране труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

5.3. Подготовить и обеспечить реализацию мер по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний.

5.4.Соблюдать и содействовать реализации национальной политики, направленной на эффективное искоренение наихудших форм детского труда.     

5.5. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование статистической отчетности.

5.6. Принимать меры по продвижению Рекомендации МОТ по ВИЧ/ СПИД и сферы труда (№ 200).

5.7. Совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий.

5.8. Совершенствовать систему обеспечения промышленной и экологической безопасности.

5.9. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 187 «О системе управления охраной труда».

VI. Развитие социального партнерства и социальная ответственность

 

Стороны считают необходимым обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, более эффективное использование его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений, и принимают на себя обязательства:

6.1. Реализовать меры, направленные на повышение роли Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – Комиссия) в согласовании интересов Сторон и обеспечить:

регулярное проведение консультаций по основным направлениям социально-экономической политики;

выполнение норм Трудового кодекса Республики Казахстан, касающихся  участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и  иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и  связанных с ними экономических отношений, учета по ним мнения Комиссии.

6.2. Продолжить совместную работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование правовой базы коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности  разрешения коллективных трудовых споров.    

6.3. Осуществлять следующие мероприятия:

проведение консультаций, мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном уровнях, а также практики работы  органов социального партнерства и рассматривать результаты анализа на заседаниях Комиссии;

изучение и распространение международного опыта трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, содействие  развитию системы социального партнерства и его институтов на отраслевом и региональном уровнях.

6.4. Способствовать созданию условий для свободной деятельности представителей работников в организациях в соответствии с Конвенциями Международной Организации Труда № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях».

6.5. Стороны обязуются:

предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

изучить сложившуюся практику разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и подготовить предложения по   совершенствованию процедур предотвращения трудовых конфликтов, повышению эффективности и доступности действующих, и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

проводить совместные обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах.

6.6. Стороны обязуются:

поддерживать дальнейшее развитие инициатив объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности бизнеса,   практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов,      необходимость распространения Международного стандарта социальной   ответственности, принятого Международной организацией стандартизации;

осуществлять работу со СМИ по формированию общественного мнения относительно социальных инвестиций бизнеса и примеров успешного социального партнерства;

принимать меры, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.

6.7. Обеспечивать участие в работе по рассмотрению материалов, касающихся проведения конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз», результатов рассмотрения заявок участников конкурса, а также определения и награждения его лауреатов.

6.8. Соблюдать законодательные и общепризнанные международные нормы и правила о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность объединений профсоюзов и объединений работодателей, не препятствовать   созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей.

6.9. Содействовать развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивать совместную работу по реализации Национальной программы Достойного труда в Республике Казахстан.

6.10. Проводить консультации по подготовке предложений о ратификации Республикой Казахстан конвенций Международной организации труда и других международных договоров, а также анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций.   

    

 

VII. Действие Соглашения и контроль за его выполнением

 

С целью координации выполнения Сторонами положений данного Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:

Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые действия по проведению согласованной социально-экономической политики в Республике Казахстан на 2012 – 2014 годы.

7.1. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами и вступают в силу со дня подписания.

7.2. Соглашение служит основой для переговоров и заключения  отраслевых (межотраслевых) соглашений, областных, территориальных (городских, районнных) соглашений и коллективных договоров в организациях.

7.3. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения) Комиссии должны учитываться при заключении региональных (областных, городских, районных), отраслевых соглашений и коллективных договоров.

7.4. Объединения работодателей и работников, одобряющие и принимающие положения Соглашения, для присоединения к нему должны в письменной форме предоставить в уполномоченный государственный орган по труду уведомление о принятии на себя обязательств по его исполнению.

7.5. Генеральное соглашение на последующие годы заключается не позднее 25 декабря 2014 года, отраслевые и региональные соглашения – не позднее февраля 2015 года.

Объединения работодателей и работников будут принимать необходимые меры для обеспечения заключения коллективных договоров не позднее марта соответствующего года.

7.6. В период действия и при условии выполнения обязательств настоящего Соглашения республиканские объединения работников, подписавшие Соглашение, не будут проводить акции протеста без предварительного рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций между Сторонами на соответствующих уровнях и Комиссии.

7.7. Стороны разрабатывают план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

7.8. Рекомендации (решения) Комиссии являются формой реализации настоящего Соглашения.

7.9. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан, Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений и Правилами по разработке и заключению Генерального соглашения.

7.10. Рабочая группа Комиссии готовит информацию о ходе выполнения Соглашения. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

7.11. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Республике Казахстан.

7.12. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 года и действует до заключения нового Соглашения.

7.13. Генеральное соглашение распространяется на всех работодателей  независимо от форм собственности. 

7.14. Стороны несут ответственность в случае невыполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7.15. Текст Соглашения в двухнедельный срок публикуется в республиканских печатных изданиях «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда».

 

Совершено в городе Астане _______ года в 7 экземплярах на государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящее Генеральное соглашение подписали:

 

От Правительства Республики Казахстан:

 

 

Заместитель Премьер-Министра

Республики Казахстан

ОРЫНБАЕВ Е.Т.

 

 

 

 

 

Министр труда и социальной защиты

населения Республики Казахстан

АБДЫКАЛИКОВА Г.Н.

 

 

 

 

 От республиканских объединений работников:

 

 

Председатель Федерации профсоюзов

Республики Казахстан

МУКАШЕВ  С.О.

 

 

 

От республиканских объединений работодателей:

 

 

Председатель

Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен»

МЫРЗАХМЕТОВ А.И.  

 

 

 

 

    _____________________________

Председатель правления Конфедерации работодателей Республики Казахстан 

БАЙКЕНОВ К.К.

 

 

 

 

    _______________________________

Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана

РАДОСТОВЕЦ  Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

  ______________________________

 

Вице-Президент Евразийской 

промышленной ассоциации 

МАКАРОВ А.И.

 

 

 

 ______________________________

 

Изменён 5 марта, 2012 - 16:27
Достижения за годы независимости РК
Проверка сведений о готовности к назначению с 1.01.2020
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Борьба с наихудшими формами детского труда
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
Новый национальный классификатор занятий