check

Вы здесь

Дуйсенова Т.К. «В РК будет осуществлен переход от социальной защиты к социальному прогрессу»

Анонс: 

Дуйсенова Т.К. «В РК будет осуществлен переход от социальной защиты к социальному прогрессу». ИА «Bnews»", 17.10.2013г.

 

 

 

 

К 2016 году долю продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения предполагается увеличить до 64,5 %. Об этом в интервью корреспондентуBНовости.kz сообщила министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова.

Между тем, глава ведомства отметила, что отдельные представители малообеспеченного населения стремятся выйти из трудной ситуации преимущественно за счет государственной помощи и поддержки.



- Как вы считаете, насколько активно и инициативно наше общество, насколько оно заинтересовано само в стремлении улучшить свое благосостояние?



Об инициативности и заинтересованности населения, стремлении улучшить свое благосостояние можно судить, в первую очередь, по состоянию/росту трудовой активности и занятости. В этом отношении следует отметить неуклонный рост экономической активности и занятости, присущий казахстанскому рынку труда. Так, уровень занятости в 2001 году составлял 89,6%, в 2005 -91,9%, 2010 году – 94,2% и в 2012 г – 94,7%.



Растет и число участников активных программ повышения доходов за счет производительной занятости. Так, например, участниками Дорожной карты занятости-2020, направленной на вовлечение в продуктивную занятость самозанятого населения, безработных, молодежи и других представителей целевых групп населения уже стали порядка 74 тыс человек.



О росте активности свидетельствует и растущее значение заработной платы для благосостояния. В 1-ом квартале текущего года её доля в составе доходов составила 80,6 %. (Для сравнения: в 2005 – 76,9%, в 2010 – 80,9%).



К сожалению, отмечаются и факты социального инфантилизма. В ряде случаев благополучие не связывается с трудом, а с возможностью «делать деньги из воздуха», «меньше работать, но больше получать». Сохраняется инерция представлений о патерналистской роли государства - отдельные представители малообеспеченного населения стремятся выйти из трудной ситуации преимущественно за счет государственной помощи и поддержки. Надо отметить, что доля таких претендентов уменьшается. Так, если при введении адресной социальной помощи (2003 год) её получателями являлись 859,8 тыс человек, имеющих доходы ниже черты бедности, то в прошлом году адресная социальная помощь была назначена 97,3 тыс человек.



Все большую поддержку получают активные меры государственной поддержки. Осуществляется стратегический переход «…от социальной защиты к социальному прогрессу», в соответствии с которым оказание адресной социальной помощи и выплата иных социальных пособий гражданам с низкими доходами увязывается с обязательствами участия в программах содействия занятости, социальной адаптации и активации. 



В текущем году такого рода обусловленная социальная помощь в пилотном режиме внедряется в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. По результатам пилота ожидается её полномасштабное внедрение по всему Казахстану.



Перечисленные мною обстоятельства позволяют говорить о достаточно высоком уровне активности казахстанцев, понимании прямой зависимости благосостояния от развития и реализации личного потенциала. Полагаю, что такая тенденция сохранится и в условиях социальной модернизации, что в сочетании с государственными социальными гарантиями и растущей социальной ответственностью бизнеса станет залогом повышения жизненного уровня.

- Самым оптимальным способом в стремлении сравнять доходы населения, как показала история, является движение к Обществу Всеобщего труда. На каком этапе движения к Обществу Всеобщего труда находится казахстанское общество в настоящее время, на Ваш взгляд?



Не могу согласиться с самой постановкой вопроса. Во-первых, потому, что уравниловка не может быть и не является целью создания Общества Всеобщего труда. Как отмечал Глава государства, социальная модернизация в Казахстане… должна быть, прежде всего, направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации».



При этом широкое обеспечение общественных благ должно быть сбалансировано с экономическим прогрессом и основано на «внедрении новой мотивации к трудовой деятельности и благополучию, …высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством».



Во-вторых, само стремление к абсолютному равенству в плане «сравнять доходы» не соответствует общественной природе, оно утопично и не учитывает объективное различие людей по способностям, возможностям и вкладу в общественное богатство. Эти различия, как свидетельствует мировая практика, являются основанием известного неравенства по доходам. 



Другое дело, что в социальном государстве, которое провозглашено и в РК, каждому гарантируются и должны предоставляются равные возможности и условия для развития своего потенциала и его творческого применения.



Что касается этапов перехода к Обществу Всеобщего труда, то, полагаю, что в настоящее время для этого созданы необходимые условия: определены Стратегические задачи, имеются необходимые для их реализации ресурсы, в том числе и человеческие; в стране сохраняется социальная стабильность и общественное согласие. Располагая необходимыми условиями, сегодня мы практически реализуем задачи, предусмотренные на период до 2020 года.

- Какая группа населения является наиболее уязвимой и нуждающейся в защите государства?



Социально уязвимыми категориями граждан являются те, кто «еще» или «уже» не могут самостоятельно обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 



Особого внимания требуют дети. Они сами мало что могут сделать для своего благополучия и развития, а, следовательно, только мы – родители и общество в целом в ответе за то, кем станут наши дети, каким окажется будущее страны. Не случайно решение проблем детей включается в число приоритетных национальных задач.

- Какие меры будут предприняты для более эффективного задействования в различных секторах экономики самозанятого населения?



В соответствии с данными статистики, в стране около 2,7 млн. человек являются самостоятельно занятыми. Подавляющее большинство самозанятых неконкурентоспособно на рынке труда, занято малопроизводительным трудом, не приносящим достаточных для безбедного существования доходов. 



«Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику»,- отмечал Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».



Согласно обновленной методике учета самостоятельно занятого населения в Республике Казахстан самозанятые распределяются на две группы: «продуктивно занятые» и «непродуктивно занятые». При этом около 1,1 млн отнесены к непродуктивно занятым. Это - незарегистрированные самостоятельные работники, лица ,занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции лишь для собственного потребления, и неоплачиваемые работники семейных предприятий.



Для изменения их статуса, формализации трудовых отношений и содействия продуктивной занятости в рамках ДКЗ предусматривается ежегодно увеличивать долю самостоятельно занятых в составе лиц, охваченных мерами государственной поддержки (с 4% в 2013 году до 7,1 % - в 2015). 



Значительное число самозанятых, при условии повышения квалификации, планируется вовлечь в реализацию индустриальных проектов. В результате уже к 2016 году долю продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения предполагается увеличить до 64,5 %.

- Не считаете ли Вы, что введение обязательного налогообложения и пенсионных взносов на самозанятое население к 2017 году не будет иметь успеха ввиду того, что доходы самозанятого населения - на уровне выживания?



Введение требования об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения и предполагаемое изменение порядка уплаты ими взносов (взносы будут уплачиваться со всей суммы дохода, заявленной самозанятыми) продиктованы объективной необходимостью и стремлением создать достаточные для пенсионного обеспечения накопления.



В настоящее время, основная масса самозанятых лиц уплачивает пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума, то есть 10% от минимального размера заработной платы. В год, таким образом, уплачивается не более 1,2 кратной минимальной заработной платы (порядка 23 тыс тенге по стандартам текущего года).



За 35 лет общая сумма накоплений вкладчика составит величину, равную примерно 42 кратной минимальной заработной плате. Таких накоплений хватит на выплату пенсий в течение 3,5 лет.



Другими словами, если сохранить действующие условия, самозанятые при достижении пенсионного возраста смогут рассчитывать лишь на получение социальных пособий по возрасту, в размере не более половины прожиточного минимума.



Осознавая необходимость введения нового порядка уплаты пенсионных взносов, мы исходили из того, что его внедрение будет осуществляться одновременно с увеличением продуктивной занятости и ростом доходов самозанятого населения.

- Одним из самых драматичных последствий молодежной безработицы является «утечка мозгов» - отъезд из Казахстана наиболее талантливой молодежи. Как стране избежать таких потерь?



Несмотря на уменьшение численности молодых иммигрантов (в 2009 году численность эмигрантов в возрасте 19-28 лет составила 9,8 тыс. человек, в 2011 году - 8,0 тыс.), связанные с этим потери человеческого капитала вызывают серьезную озабоченность.



Вместе с тем, представляется, что, наряду с безработицей (к слову, молодежная безработица вот уже несколько лет ниже уровня безработицы в целом по стране) следует иметь ввиду и иные причины миграции. Не исключаю влияния трудностей, связанных с адаптацией на рабочем месте после завершения обучения, неудовлетворенностью условиями и уровнем оплаты труда, решением жилищного вопроса. 



Наряду с этим миграция, в том числе миграция молодежи - характерная черта современного глобального мира, которая присуща не только Казахстану, но и другим наиболее развитым странам. Осознавая объективную природу миграционных процессов, мы стремимся направить управление миграцией на сохранение благоприятной демографической ситуации, национальную консолидацию и человеческое развитие.



Полагаю, что предусмотренные социальной модернизацией меры по расширению доступности и повышению качества профессионального образования, содействия продуктивной занятости, жилищные программы и социальная поддержка молодых семей, присущая нашему обществу социальная стабильность позволят свести к минимуму так называемую «утечку мозгов».

- Научно-технический прогресс предполагает исчезновение некоторых специальностей, соответственно высвобождение рабочих мест - на смену десяти работникам придет один. Куда должны уйти другие работники?



Вы правы в том отношении, что по отдельным видам производства техническая модернизация может привести к сокращению спроса на рабочую силу. Однако инновационное развитие сопровождается ведь и изменением структуры производства. Появятся новые виды производства, значительно расширится сфера услуг, потребуется высокий уровень профессиональной подготовки. Все это, несомненно, приведет к росту спроса на рынке труда. 



Практически, сегодня для предупреждения роста безработицы в связи с меняющимися потребностями работодателей принимаются следующие меры.



Министерство совместно с местными исполнительными органами проводит мониторинг высвобождения работников в ходе сокращения объемов производства и, с привлечением работодателей, решает вопросы их возможного трудоустройства. 



В свою очередь работодатели принимают меры по переводу работника на другую работу в случае его согласия, а при наличии обязательств в коллективном договоре, по переобучению за счет собственных средств новым профессиям и специальностям, в которых нуждается данное предприятие.



От работников / их представителей требуется включение соответствующих положений в коллективные и трудовые договора, готовность к повышению квалификации и переподготовке, согласие на смену деятельности и занятие предлагаемых рабочих мест.

- Учитывает ли данное обстоятельство Дорожная карта занятости 2020 при подготовке специалистов?



Одной из особенностей ДКЗ является решение вопросов трудоустройства с учетом установления связи обучения с производством. Наиболее отчетливо это проявляется в третьем направлении Дорожной карты «Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя». Предусмотренные данным направлением меры по обучению, миграции в точки экономического роста и содействию в трудоустройстве сопряжены с реальными потребностями рынка труда. Самостоятельно занятым, малообеспеченным и безработным гражданам предоставляется услуги по содействию в трудоустройстве на существующие рабочие места, а также на рабочие места, создаваемые в рамках ГПФИИР, ДКБ2020, Программы Агробизнес 2020, других государственных, отраслевых программ и инициатив частного сектора.

- Есть ли в настоящее время объективный прогноз потребностей в специалистах в различных отраслях экономики на ближайшую перспективу?



Управление рынком труда направлено, как известно, на обеспечение сбалансированности рынка труда. Для этого, в первую очередь прогнозируется баланс трудовых ресурсов, сопоставляющий потребности экономики в трудовых ресурсах с возможностями их удовлетворения. 



В соответствии с поручением Главы государства, озвученным в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», начиная с 2014 года, предстоит обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда.



К настоящему времени Министерство разработало и утвердило Методику определения потребности в кадрах в разрезе специальностей, отраслей, регионов. 



Наряду с традиционными механизмами прогнозирования (статистические наблюдения; отчеты и запросы работодателей, МИО; планы реализации региональных и государственных программ, выпуска профессиональных учебных заведений) по инициативе и методическим рекомендациям МТСЗН используется составление Карт занятости.



Карты занятости разрабатываются органами местной власти на среднесрочную перспективу (два-три года с разбивкой по годам (в разрезе районов, городов областного значения, областей, города республиканского значения и столицы) и сопряжены по вертикали: карта занятости района составляется на основании сельских (аульных) округов, карта занятости города областного значения - на основании сведений уполномоченных органов, акимов поселковых округов; карта занятости области, города республиканского значения, столицы, составляется на основании сведений уполномоченных органов, акимов городов и районов.



По структуре карта занятости состоит из нескольких разделов, в которых отражаются потребности, источники и баланс трудовых ресурсов. На основе проведенного и зафиксированного мониторинга ситуации на рынке труда уточняются планы развития профессионального образования, планируется создание новых рабочих мест, повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов страны. 



На республиканском уровне на основе свода и анализа результатов мониторинга ситуации на рынке труда: проводится оценка эффективности государственных услуг в области содействия занятости, выявляются регионы с напряженной ситуацией на рынке труда, принимаются меры, направленные на их устранение; вносятся необходимые коррективы в реализацию государственных и региональных программ с тем, чтобы удовлетворить потребности производства в трудовых ресурсах и повысить уровень производительной занятости.



Значительную роль в этом играет решение задачи повышения качества трудовых ресурсов и приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

- Видите ли Вы альтернативу повышению пенсионного возраста женщин до 63 лет? Как, на Ваш взгляд, сделать наиболее оптимальным этот переход? К примеру, устанавливать такой переход не для всех профессий?



В мире используются различные варианты повышения пенсионного возраста: в отдельных странах это осуществляется одномоментно, в других – проводится в течение 5-10 и более лет. Необходимость такого шага в большинстве стран связана с ростом общей продолжительности жизни, старением населения и увеличением нагрузки на работающее население. 



В нашей стране повышение пенсионного возраста вызвано уменьшением трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и, соответствующим уменьшением размеров пенсионных выплат из государственного бюджета. При этом женщины, как правило, имеют относительно меньший трудовой стаж в связи с нахождением в отпусках по рождению и уходу за детьми.



Уже в прошлом году полного стажа не имели 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии, к 2018 году его не будут иметь все женщины. 



В таких условиях важнейшей компонентой становится накопительная пенсия. Она должна компенсировать убывание солидарных пенсий и уровень пенсионного обеспечения не ниже мировых стандартов.



Однако размеры пенсионных накоплений у женщин невелики. Средние размеры пенсионных накоплений одного участника на начало 2013 года составили 376 тыс. тенге, в т.ч. накопления мужчин 439 тыс. тенге, женщин 325 тыс. тенге.



Отставание размеров пенсионных накоплений женщин связано с двумя причинами: 



1) относительно меньшим стажем участия в накопительной пенсионной системе в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам и более ранним в сравнении с мужчинами временем выхода на пенсию (58 и 63 года соответственно);



2) гендерными различиями в оплате труда. В последние пять лет, например, размер среднемесячной заработной платы женщин по экономике в целом составлял от 66 до 68% среднемесячной заработной платы мужчин.



Если к тому же принять во внимание, что период жизни после выхода на пенсию у женщин (20,84 лет) значительно больше, нежели у мужчин (12,99 лет), то возможность адекватного пенсионного обеспечения женщин в сложившихся условиях маловероятна.



Актуарные расчеты свидетельствуют о том, что при сохранении действующих параметров пенсионной системы коэффициент замещения прежних доходов накопительной пенсией будет менее пяти процентов до 2020 года, а в последующие два десятилетия повысится всего лишь до 6,5 – 7,2 процентов, тогда как по стандартам Международной организации труда, он должен быть не менее 40%.



В такой ситуации повышение пенсионного возраста, при условии доступной занятости для лиц старшего возраста, позволит увеличить стаж участия в накопительной пенсионной системе и приведет к увеличению пенсионных накоплений. 



С учетом международного опыта, установление нового пенсионного возраста будет осуществлено поэтапно в период с 2018 по 2028 год. 



Что же касается дифференциации условий перехода и сохранения для отдельных категорий женщин возможности более раннего выхода на пенсию, то хотела бы отметить следующее. 



В трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.



Для участниц НПС (в том числе женщинам, работающим на вредных условиях труда) при достаточности пенсионных накоплений, будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет, в случае приобретения пенсионного аннуитета.



Для женщин имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года, будет сохранено право раннего выхода на пенсию: в 53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста; в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска Семипалатинского ядерного полигона, не менее 5 лет.



В связи с повышением пенсионного возраста предусматриваются дополнительные меры активной поддержки материнства и содействия занятости женщин старшего возраста. 



Для этого будет продолжена практика квотирования рабочих мест для лиц старше 50 лет, и трудоустройство женщин предпенсионного возраста на социальные рабочие места; приняты меры активного содействия занятости в рамках ДКЗ и других стратегических государственных программ. 



В рамках Дорожной карты занятости-2020 приоритетное право на участие в ней предоставляется женщинам, лицам старше 50 лет до достижения пенсионного возраста, в особенности из числа сельских жителей



Специальным постановлением Правительства от 14 мая 2013 года № 478 утвержден Комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет (инициатива 50+). Он направлен на содействие занятости лиц предпенсионного возраста и включает в себя мероприятия по трудоустройству на создаваемые рабочие места в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ.



На основе социального диалога и повышения социальной ответственности бизнеса вносятся изменения в Генеральное, отраслевые, региональные соглашения, коллективные договоры в части обеспечения трудоустройства и сохранения рабочих мест, создания достойных условий труда, принятия программ повышения квалификации и мобильности.



Для усиления гарантий, направленных на устранение дискриминации при трудоустройстве и сохранении занятости лиц предпенсионного возраста внесены соответствующие поправки в Трудовой кодекс (статья 56, пункт 2-1). Вводятся штрафные санкции за размещение в объявлениях о приеме на работу требований дискриминационного характера (ограничения по полу и возрасту) (статья 25, пункт 2-1).



Наряду с этим Президент РК Н.А. Назарбаев в своем обращении к народу по вопросам пенсионной реформы от 07.06.2013 поручил принять дополнительные меры поддержки женщин для увеличения их пенсионных накоплений.



С этой целью, во-первых, предусматривается увеличение обязательных пенсионных взносов на 5%, так что работодатели будут перечислять на лицевые счета своих работников 15% от фонда оплаты труда.



Во-вторых, для лиц, работающих во вредных условиях труда, вводятся обязательные профессиональные пенсионные взносы, в размере 5% от величины заработной платы (позднее предполагается увеличить её до 10%).



В-третьих, в соответствии с поручением Президента РК за счет государства на накопительные пенсионные счета работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, будут перечисляться дополнительные взносы. 



При этом в результате предлагаемого преобразования нагрузка на работодателя не увеличится, так как отчисления в профессиональную пенсионную систему будут отнесены на вычеты при осуществлении налоговых платежей.



Такая социальная поддержка позволит не только увеличить пенсионные накопления женщин, но и будет стимулировать рост рождаемости.



К тому же остается возможность увеличения пенсионных взносов за счет участия в добровольных схемах пенсионного обеспечения. В таком случае накопления могут формироваться как за счет работодателей, так и граждан непосредственно.

 

Разделы:
Изменён 25 октября, 2013 - 09:42
Голосуй за лучшего работника системы соцзащиты
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Голосование за лучший социальный проект
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий