Вы здесь

Выступление Министра труда и социальной защиты населения РК Дуйсеновой Т.К. на заседании партии "Нур Отан" 30.06.2014 г.

Уважаемый Бауыржан Кыдыргалиевич, уважаемые коллеги!

Министерством проведен детальный анализ структуры инвалидности в стране, по итогам которого определена численность работающих инвалидов, самозанятых, нуждающихся в трудоустройстве; установлено количество инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут быть трудоустроены в виду наличия тяжелых форм заболеваний и ограничений. Определена половозрастная структура трудоспособных лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве, уровень их образования, квалификация и вид заболевания.

С учетом проведенного анализа совместно с местными исполнительными органами проработаны вопросы наличия вакансий на предприятиях и в организациях каждого региона, определено потенциальное число лиц с ограниченными возможностями, которые будут трудоустроены в текущем году.

По итогам проведенной работы каждым регионом разработаны и утверждены Карты занятости лиц с инвалидностью.

В целях обеспечения эффективности проводимой работы предусмотрен ежеквартальный мониторинг занятости лиц с инвалидностью, проведена автоматизация бизнес-процесса трудоустройства инвалидов в информационных системах «Рынок труда» и «Занятость».

По данным на 1 января 2014 года общая численность инвалидов трудоспособного возраста составляла 404 851 человека, из них трудовую деятельность осуществляли
82 607 человек, или 20,4 %.

По результатам первого полугодия текущего года показатель инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, вырос на 13 035 человек, составив
95 642 человека, т.е. уровень занятости инвалидов составил 23,8%.

Из числа трудоустроенных инвалидов численность нашедших работу самостоятельно составила 2606 человек (2,7%). В рамках карт Дорожной карты занятости были трудоустроены 2 696 человек (2,8 %), посредством региональных программ –
7 733 человека (8,1%).

Анализ трудоустройства инвалидов по типу рабочих мест (постоянные или временные) показывает, что из общего числа трудоустроенных инвалидов в рамках ДКЗ и региональных программ:

 - 6857 человек, или 65,7 % - трудоустроены на постоянные рабочие места,

- 3 572 человек, или 34,3 % - направлены на временные вакансии в рамках социальных рабочих мест, общественных работ и молодежной практики.

В разрезе регионов наилучшие показатели вовлечения инвалидов на постоянные рабочие места имеют Карагандинская (88,4%), Алматинская (87 %), и Северо-Казахстанская (83,6%) области.

Однако, вызывает обеспокоенность качество рабочих мест, на которые трудоустраиваются инвалиды, в городах Алматы и Астане, Павлодарской и Мангистауской областях, где показатель трудоустройства инвалидов на постоянные рабочие места не дотягивает и до 40% (32,2%, 23,7%, 30,7 и 38% % соответственно).

Не отрицая эффект временных рабочих мест, полагаю целесообразным местным исполнительным органам усилить работу по трудоустройству инвалидов на постоянные рабочие места.

Отраслевая структура трудоустройства выглядит следующим образом: образование (20,5%), государственное управление и оборона (13,7 %), здравоохранение и социальные услуги (12,6%), обрабатывающая промышленность (7%), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов (6,9%), предоставление прочих видов услуг (5,13%).

В целом, необходимо отметить, что по итогам работы за первые шесть месяцев текущего года процент выполнения карты трудоустройства инвалидов, на первый взгляд, является удовлетворительным - 64 % от плана в 16,2 тысяч рабочих мест.

В отдельных регионах процент трудоустройства инвалидов за первые полгода даже превышает годовые плановые показатели на 20-40% или даже почти в 2 раза как произошло в случае с Карагандинской областью.

Однако полагаем, что данный результат скорее сложился не за счет работы местных исполнительных органов, а в по причине изначально заниженных плановых показателей по трудоустройству инвалидов, что свидетельствует о недостаточном качестве планирования в отдельных регионах.

В этой связи, полагаем необходимым пересмотреть плановые показатели трудоустройства инвалидов по ДКЗ 2020 в сторону их увеличения.

Касательно создания  доступной среды. 

Для эффективности проводимой оценки состояния доступности объектов разработан сборник государственных СНиПов для маломобильных групп населения, содержаний требования к созданию доступной среды. Данный сборник передан во все местные исполнительные органы.

Продолжается паспортизация социально значимых объектов. Для проведения данной работы в регионах создаются экспертные группы и специальные рабочие группы из представителей общественных организаций инвалидов.

По состоянию на 1 июня 2014 года проверены 26,0 тысяч объектов, 82% из которых требуют проведения адаптации.

При этом необходимо отметить, что активно проводится паспортизация в Южно-Казахстанской (4 083 объекта), Акмолинской (3 376 объектов), Северо-Казахстанской (2 600 объектов), Алматинской (2 117 объектов) областях. Однако недостаточная работа ведется в Павлодарской (498 объектов)  области и г. Астане (233 объектов).

В текущем году Министерство совместно с местными исполнительными органами работает над реализацией региональных Карт адаптации объектов, которыми  предусматривается  адаптация 1969 объектов за счет средств ДКЗ 2020 (590) и местных бюджетов (1379).

По состоянию на 4 июня т.г. адаптировано 342 объектов, или 17,4 % (Акмолинская (31), Алматинская (59), ВКО (64), Костанайская (26), Кызылординская (79), ЮКО (83).

К сожалению, по другим 10 регионам данные показатели равны нулю.

В этой связи полагаю необходимым местным исполнительным органам обратить внимание на бездействие структурных подразделений по выполнению поручения Главы государства по созданию безбарьерной среды.

Кроме того, следует обратить внимание, что качество проведенной адаптации объектов зачастую вызывает нарекания со стороны граждан. Многие специалисты на местах почему-то считают, что  вопрос формирования доступной среды ограничен только на уровне устройства пандусов. Однако даже установка пандусов в отдельных случаях не соответствует утвержденным техническим требованиям.

Разрешите для примера показать несколько фотографий объектов после их адаптации.

В настоящее время ведется работа по приспособлению к особым потребностям инвалидов дорожной инфраструктуры. В текущем году будут установлены более 10 тысяч специализированных дорожных знаков (указателей) в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, и обустроены пешеходные переходы 136 звуковыми устройствами;

Разрабатывается интерактивная Карта доступности объектов, которая позволит обеспечить инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности актуальной, точной и оперативной информацией о доступности для них объектов социальной инфраструктуры и услуг, оказываемых социально значимыми организациями.

С учетом проблем, выявленных в ходе проведенной паспортизации объектов, в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты инвалидов» предусматривается:

- повышение ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в процессе проектирования, строительства и последующей эксплуатации объекта;

- создание условий для доступности услуг железнодорожного транспорта, авиаперелетов, водного транспорта для инвалидов;

- порядок оборудования жилых помещений (жилища), предоставляемых инвалидам и семьям, имеющих инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.

Кроме того, Министерством регионального развития и его территориальными органами государственного архитектурно-строительного контроля в областях, городах Астане и Алматы взяты на особый контроль вопросы соблюдения государственных нормативов на строящихся объектах в части создания условий по обеспечению доступности инвалидов.

 

В целом, вопросы трудоустройства инвалидов и обеспечения доступной среды требуют эффективного взаимодействия между государственным органами.

В этой связи, в заключении хотела бы особо отметить такой аспект как Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

Необходимость введения МКФ связана с возможностью при установлении инвалидности определять не только степень ограничений при инвалидности, но и устанавливать нуждаемость в различных видах реабилитации, мерах по разумному приспособлению окружающей среды. Учитывая многогранность системы МКФ – это будет поэтапный процесс совершенствования системы МСЭ. Распространение положений МКФ не только в деятельности медико-социальной экспертизы, но и в деятельности всех учреждений является условием, которое позволит унифицировать подход к реабилитации инвалидов, что вытекает из целей создания МКФ.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию сформированной централизованной базы данных лиц имеющих инвалидность, в части  введения буквенной кодификации категорий инвалидности с учетом основных положений МКФ, а также  прорабатываются вопросы обеспечения взаимодействия с базами данных органов социальной защиты, здравоохранения и образования.

Спасибо за внимание!

Изменён 22 октября, 2014 - 20:06
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий