check

Вы здесь

ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ С ПРОГРАММАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационная направленность развития экономики требует поиска новых эффективных механизмов производства знаний, создания условий для трансформации капитала знаний в практические навыки и развитие человеческого капитала.

Формирование конкурентоспособных граждан происходит с помощью эффективного взаимодействия рынка труда, образования и обучения. Во многих странах, включая Казахстан, эта цель достигается через внедрение и использование Национальной системы квалификаций, которая обеспечивает взаимодействие между сферой труда и образования, взаимоувязывая между собой четыре элемента.

Первый и фундаментальный элемент – это Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки квалификаций. Они распределяют однородные виды профессий по требуемым уровням квалификации в масштабе всего рынка труда и отдельных отраслей.

Второй элемент – это профессиональные стандарты, то есть требования работодателей к знаниям и навыкам для тех или иных профессий. Другими словами, это «техническое задание» от рынка труда на кадры.

Еще один элемент – это образовательные стандарты и программы. Здесь мяч уже на стороне системы образования, которая в идеале обеспечивает актуальность содержания образования согласно профессиональным стандартам.

И последнее – это оценка и сопутствующие присвоение или подтверждение квалификации работником.

Что такое Национальная рамка квалификаций?

Национальная рамка квалификаций является фундаментальным элементом Национальной системы квалификаций.

Национальная рамка квалификаций - это структурированное описание уровней квалификаций, признаваемых на рынке труда. Национальная рамка квалификаций Казахстана состоит из 8 уровней квалификаций и описания общих характеристик профессиональной деятельности.

На основании Национальной рамки квалификаций при участии работодателей разрабатываются Отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты, в которых работодатели закладывают свои требования к навыкам и квалификациям работников.

Можно ли с помощью Национальной рамкой квалификаций усовершенствовать систему образования?

Национальная рамка квалификаций действительно, может применяться в качестве инструмента для совершенствования системы образования и обучения. Ориентируя программы обучения на рамки квалификаций и профессиональные стандарты, в которых учтены требования работодателей, можно повысить актуальность и качество квалификаций, которые получают учащиеся.  

Все Национальные рамки квалификаций основываются на «результатах обучения». В Национальной рамке квалификаций Казахстана, результаты обучения делятся на три категории: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные компетенции». При этом «личностные и профессиональные компетенции» проявляются в умении действовать под руководством, самостоятельно исполнять работу и руководить другими.

Результаты обучения, это то, что, как ожидается, будет знать, понимать и в состоянии продемонстрировать обучающийся после завершения обучения. Результаты обучения дают нам понять, в чем заключается квалификация. Таким образом, квалификация определяется тем, что работник должен уметь и знать, а формальными показателями, такими как наличие диплома. В большинстве стран, включая Казахстан, квалификацию традиционно можно получить только путем получения формального образования и получением диплома. Например, в Казахстане, степень «бакалавра» или «магистра» считается квалификацией.

Когда результаты обучения отражаются в образовательных программах и процессе обучения, тогда устанавливается взаимосвязь между рынком труда и системой образования. Значит и работодатель и учебное заведение используют единые и прозрачные «дескрипторы», то есть определения различных уровней квалификаций.

Международный опыт показывает, что в контексте формирования общества, основанного на знаниях, эконо­мически развитые страны модернизировали свои системы профессионального образования и осуществили переход на реализацию образовательных программ, основанных на результатах обучения и компетенциях.

В чем разница между результатами обучения и компетенциями?

Результаты обучения определяет сфера труда, а в образовательном пространстве результаты выражаются через компетенции, которые интегрируют знания, умения и навыки. Именно результаты обучения позволяют определять уровни квалификаций и структурировать их в виде рамки квалификаций.

Что делается в Казахстане в данном направлении?

Ввиду важности этого  направления  с  2016 года  в рамках Соглашения о займе между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития реализуется  проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест». Реализаующим агенством проекта является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

В рамках данного проекта реализуются мероприятия по формированию основы для Национальной системы квалификаций, что включает в себя разработку 550 профессиональных стандартов, 360 образовательных программ на основании профессиональных стандартов и развитии независимой системы сертификации.

В частности, в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» планируется проведение обзора передового опыта с целью разработки систематического подхода к приведению в соответствие Национальной рамки квалификаций с программами профессионального и высшего образования.

Будет проведен обзор и оценка существующего механизма разработки образовательных программ, их соответствия требованиям рынка труда. Также будут изучены механизмы обеспечения качества в мировой практике и в Казахстане.

В результате данной работы будет предложена методология разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и методика расчета стоимости трудозатрат для разработки образовательных программ по уровням образования.

Кроме того, предусмотрено обучение национальных экспертов методологии разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и в Казахстане будет сформирован пул сертифицированных разработчиков образовательных программ.

Данная работа будет реализована при поддержке Министерства образования и науки Республики  Казахстан и координирующих организаций: по техническому и профессиональному образованию  - НАО «Холдинг «Касипкор», по высшему и послевузовскому образованию – РГП ПХВ «Центр Болонского процесса и академической мобильности».

Обновление структуры и содержания образовательных программ в соответствии  со  спросом  на  рынке  труда  и  международными стандартами  отнесено к приоритетным направлениям развития системы образования Казахстана.  Это позволит обеспечить производство высококвалифицированной рабочей силы для повышения конкурентоспособности экономики, особенно в условиях третьей модернизации Казахстана.

Авторы: Конкаева Сандугаш, Специалист по НСК – образовательным и обучающим программам и модулям, Группа по управлению проектом "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" 

Закиева Альмира, Специалист по мониторингу и оценке, Группа по управлению проектом "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" 

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Голосование за лучший социальный проект
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий