check

Вы здесь

Международный опыт признания неформального и информального обучения

Что такое обучение в течение всей жизни?

Идея «обучаться всю жизнь» зародилась на Западе и нашла успешную реализацию, обеспечивая человеку устойчивый профессиональный рост на рынке труда независимо от его возраста. 

Словосочетание «обучение в течение всей жизни» означает новый подход к обучению, возможность человека осуществлять непрерывный процесс роста потенциала и возможности обучения в самых разнообразных формальных и неформальных ситуациях.

Концепция образования в течение всей жизни (LifelongLearning - LLL) как образовательная стратегия появилась около трех десятилетий назад благодаря усилиям ЮНЕСКО и Совета Европы. 

LLL предусматривает  развитие и совершенствование знаний, умений и навыков тех людей, которые не желают останавливаться на достигнутом уровне в своем профессиональном развитии.

Обучение в течение всей жизни предполагает обучение, осуществляемое как в рамках, так и за рамками системы формального обучения.

Рассмотрим три типа такого обучения.

Формальное – структурированное обучение, его получают в учебных заведениях, и оно подтверждается официальным документом (диплом).

Неформальное – также структурированное обучение,  приобретается на различных курсах и на рабочем месте и подтверждается официальным документом (свидетельство, сертификат).

Информальное (спонтанное) – не структурированное обучение, осуществляемое повседневно, связанное с работой, жизнью в семье или проведением досуга.

Почему нам всем необходимо обучение в течение всей жизни?

Обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а необходимость.

Во-первых, оно необходимо для подготовки работников к условиям конкуренции в глобальной экономике.

В развитых странах в ближайшие десятилетия каждый работник на протяжении своей карьеры будет вынужден неоднократно повышать профессиональные навыки и даже ее профиль. Такое явление, естественно, сопровождается растущим спросом на получение образования в разных формах с использованием новых технологий.

Во-вторых, обучение в течение всей жизни выполняет разнообразные образовательные, социальные и экономические функции, обеспечивая постоянный рост человеческого капитала нации; гибкую и быструю подстройку работников под изменяющиеся требования рынка труда.

Человек обучается, оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними профессиональные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем. Он приобретает новые знания, ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, овладевает новыми умениями.

В экономике знаний все большее значение приобретают неформальное и спонтанное обучение. Каким образом могут быть подтверждены знания и умения, полученные в ходе неформального и спонтанного обучения? Как эта процедура проводится за рубежом?

 

Рассмотрим зарубежный опыт подтверждения знаний и умений, приобретенных при неформальном и информальном обучении.

Во Франции подтверждение неформального и информального обучения стало частью существующей системы формального образования и подготовки, помогающей найти альтернативные пути для получения квалификации.

Действует пятиступенчатая процедура:

1 ступень направлена на информирование людей об имеющихся возможностях подтверждения, процедур и направлений, которые предлагают учреждения, чтобы человек мог выбрать то, что больше всего подходит полученному им опыту. 

2 ступень включает формальное заверение обоснованности заявки на подтверждение. 

3 ступень состоит из подготовки досье, сбора доказательств и тестов. Кандидатам оказывается помощь консультанта, который осуществляет контроль над процессом.

На 4ступени жюри проверяет досье, за кандидатами наблюдают в процессе работы или проводяттестирование в аккредитованных центрах.

На 5 ступени принимается решение, которое сообщается кандидату, а также дается план действий в случае частичного подтверждения.

Дальнейшее развитие в области узаконивания и сертификации квалификаций, полученных путем опыта работы и при неформальном образовании и обучения, связано с Законом по социальной модернизации Франции, принятым в 2002 году. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта», был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. Государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.

Бельгия, Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания имеют стратегии и практики, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты неформального обучения, рамки и правовые структуры, поддерживающие процедуры признания, и используют признание как инструмент поддержки обучения в течение всей жизни.

В Финляндии право граждан на получение признания и подтверждение неформального обучения называется «ранее полученное обучение» и  предусматривается законодательно.Следует подчеркнуть, что в Финляндии признание неформального обучения осуществляется при отсутствии официально утвержденной рамки квалификаций, так как там все квалификации традиционно основаны на компетенциях, определенных совместно с субъектами сферы труда.

Требования к квалификациям устанавливаются Национальным советом по образованию.

Окончательное решение о присвоении квалификации принимает Национальный комитет по квалификациям. Если решение отрицательное, для кандидатаопределяется набор модулей, которые необходимо освоить дополнительно.

Под эгидой Национального комитета действуют отраслевые квалификационные комитеты, которые контролируют проведение практических экзаменов по демонстрации компетенций и выдают сертификаты, подтверждающие квалификации. Члены комитетов состоят из экспертов в каждой области профессиональной деятельности.

В Австралии существует национальная рамка квалификаций, которая охватывает все квалификации профессионального и высшего образования. Хорошо подготовленные оценщики определяют, чему научился человек во время предыдущего обучения, трудовой деятельности или просто в течение жизни и как результаты этого обучения коррелируют с официальной квалификацией, на которую он претендует.

Методы оценки включают собеседование, наблюдение за выполнением работы в реальной или имитационной трудовой среде.

При вынесении решения учитываются документы, предоставляемые третьими лицами, статьи, описание участия в проектах и образцы произведенной продукции, подтверждающие результаты обучения в рамках конкретной квалификации, а также портфолио.

Таким образом, зарубежный опыт показал, что с ростом потребности общества в постоянном получении или обновлении знаний, стали вводиться методы и институты оценки и признания обучения, полученного при неформальном обучении. Постепенный поворот от стадии обсуждений и простого экспериментирования привел к принятию решений на национальном уровне (стратегии, законы).  

Практика признания результатов неформального и спонтанного обучения осуществляется на основе Европейских принципов валидации неформального и спонтанного обучения (2004 г.), Европейских принципов обеспечения качества образования и обучения и Рекомендаций к Европейской эталонной структуре по обеспечению качества в профессиональном образовании и обучении.

Казахстан находится в поиске оптимальной модели неформального обучения и признания квалификаций. В отличии от зарубежного опыта в нашей стране понятия неформального и спонтанного обучения пока не имеют правового статуса.

Создание новой системы квалификаций - процесс сложный, долговременный,  требующий  политических  решений.

 

С 2016 года стартовал проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест», какие ключевые мероприятия предусматриваются разработать для признания неформального и информального обучения?

 

В рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» (далее-Проект), финансируемого Всемирным банком ожидается внедрение системы независимой оценки и сертификации квалификаций, обеспечение доверия общества к их результатам будет обеспечиваться ведущей ролью отраслевых объединений работодателей в управлении независимыми сертификационными центрами.

До 2019 года в рамках Проекта будут разработаны инструменты оценки для признания неформального и информального обучения, определены этапы, процедуры и методология признания обучения.

Для адаптации процедуры признания предстоит решить вопросы создания условий и предпосылок к использованию методик признания, выявить проблемные области на национальном уровне.

Вместе с тем, эффективными шагами во внедрении процедур признания неформального и информального обучения может стать акцент на определенной целевой группе и результатах обучения, определении роли и функции процесса признания, организации процесса прозрачным.

Основой качества методологии признания могут быть стандарты, согласованные с работодателями: 1) стандарты анализа и оценки, 2) стандарты признания, включающие методологические правила, порядок деятельности комиссии и т.д., 3) стандарты сертифицирования (критерии для выдачи сертификатов, правовые аспекты деятельности членов экспертной комиссии и др.).

В заключении хотелось бы отметить, что признание неформального обучения важно для развития общества и экономики в целом, так как способствует снижению уровня безработицы, обеспечивает равный доступ к получению квалификаций, а также играет положительную роль в устранении несоответствия спроса и предложения умений на рынке труда.

З.Бейсенова

Специалист по НСК-

сертификация специалистов

Группа управления проектом

«Развитие трудовых навыков и

стимулирование рабочих мест»

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Голосование за лучший социальный проект
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий