check

Вы здесь

«Генерация новых трудовых ресурсов посредством внедрения национальной и отраслевых рамок квалификаций в условиях третьей модернизации Казахстана»

Конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике зависит от конкурентоспособности каждого человека. Цель Казахстана – вхождение в тридцатку развитых государств мира предполагает развитие человеческого капитала и формирование принципиально нового типа работников, которые должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики.

В своей статье “Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания” президент Нурсултан Назарбаев отметил, что технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия часть существующих профессий исчезнет.

При быстроизменяющихся внешних условиях и требованиях рынка труда, конкурентоспособность заключается в умении человека адаптироваться к этим изменениям и обучаться в течение всей жизни. И пусть даже конкурентоспособность каждого человека зависит в первую очередь от него самого, нельзя недооценивать стратегическую роль государства в создании условий для предстоящей трансформации трудовых ресурсов.

Именно для этого и разрабатывается Национальная система квалификации. Ниже представлены вопросы и ответы на данную тему:

 

1.      Для чего потребовалась разработка Национальной системы квалификаций?

 

Во всем современном мире эффективное взаимодействие рынка труда и образования для формирования конкурентоспособных граждан происходит через внедрение и использование Национальной системы квалификаций, фундаментальной частью которой являются Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки квалификаций.

 

В Казахстане Национальная рамка квалификаций утверждена в 2012 году и обновлена в 2016 году с учетом требований рынка труда и современных тенденций развития экономики.

 

2.      А что, собственно, представляет собой эта национальная система?

 

Она представляет взаимоувязанные между собой четыре элемента.

 

Первый и фундаментальный элемент – это Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки квалификаций. Они распределяют однородные виды профессий по требуемым уровням квалификации в масштабе всего рынка труда и отдельных отраслей.

 

Второй элемент – это профессиональные стандарты, то есть требования работодателей к знаниям и навыкам для тех или иных профессий. Другими словами, это «техническое задание» от рынка труда на кадры.

 

Еще один элемент – это образовательные стандарты и программы. Здесь мяч уже на стороне системы образования, которая в идеале обеспечивает актуальность содержания образования согласно профессиональным стандартам.

 

И последнее – это оценка и сопутствующие присвоение или подтверждение квалификации работником.

 

3.      Фундаментом выступают рамки квалификаций. Хотелось бы узнать подробней о Национальной рамке квалификаций

 

По сути, это структурированное описание уровней квалификаций, признаваемых на рынке труда. В казахстанской системе определено 8 уровней квалификаций. То есть, человек может зайти на рынок труда с минимальными знаниями, умениями и навыками, соответствующими начальным уровням. И уже далее, приобретая опыт работы, получая новые знания, совершенствуя свои навыки, строить свой карьерный путь и двигаться с первого уровня на более высокие уровни квалификаций.

 

Например, на первом уровне находятся работники, получившие только начальное школьное образование и прошедшие базовый инструктаж на рабочем месте. Такой работник может выполнять только элементарные и стандартные практические задания под руководством старшего сотрудника и имеет самые базовые знания. А выпускник колледжа, получивший диплом специалиста среднего звена, начнет свой трудовой путь уже с четвертого уровня квалификации. И так далее, по восходящей. Финальный, восьмой уровень уже определяет наиболее высококвалифицированного специалиста, осуществлять стратегическую управленческую деятельность в своей отрасли, развивать крупные институциональные структуры государственного масштаба и нести полную ответственность за достижение результата. Обычно на этом уровне квалификации размещают руководителей отраслевых министерств или руководителей крупных предприятий или организаций в своей отрасли.

 

4.      Но разве могут быть общие критерии для всех профессий?

 

Конечно, нет. Национальная система определяет основу, общий стандарт. И уже исходя из этого разрабатываются Отраслевые рамки квалификаций - под каждую отрасль и специальность. Причем, хочу подчеркнуть, что в разработке отраслевых стандартов принимают участие специалисты именно в этих отраслях. 

 

Возьмем в качестве примера отрасль «строительная индустрия». Работник, приступая к профессиональной деятельности имея начальное образование и не имея опыта работы, начинает с первого уровня Отраслевой рамки квалификаций, то есть с должности стажера, грузчика либо укладчика. Но получая соответствующие уровни образования, например основное среднее, профессионально-техническое образование, степень бакалавра, магистра, прохождения профессиональной переподготовки, получая соответствующие знания и умения, работник может двигаться дальше по уровням рамки квалификации.

 

После первого уровня в результате обучения  и практики, стажер переходит на должность арматурщика, варщика стекла или машиниста на втором уровне рамки квалификаций. Далее следует третий уровень, на котором арматурщик может стать оператором управления оборудованием в производстве строительных изделий или наладчиком оборудования в производстве строительных материалов. На четвертом уровне, работник может занять должность мастера смены по производству, диспетчера, инженера по качеству. На пятом уровне, при наличии степени бакалавра или степени дипломированного специалиста, работник может перейти на должность инженера-технолога, инженера-механика, дизайнера по направлению и т.д. На шестом уровне, работник уже занимает руководящие должности начальника производства, ведущего энергетика, ведущего конструктора. После получения степени магистра, работник может претендовать на должность технического директора, главного механика или директора по развитию на седьмом уровне рамки квалификаций. На восьмом уровне рамки квалификации числятся такие должности как президент предприятия и генеральный директор.

 

Уже на основе Отраслевых рамок квалификаций, в свою очередь разрабатываются профессиональные стандарты, которые определяют стандарты в конкретной области профессиональной деятельности, требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.

 

5.      Все-таки пока не очень понятно, для чего нужны эти стандарты - государству, работодателю, работнику? 

 

Внедрение такой системы поможет всем. Государству это позволит формировать стратегии развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли.

 

 Работодателю - "заявить" о своих потребностях в квалификациях, а также при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, при тарификации работ.

 

Сфере образования - разработать стандарты образования и образовательные программы, соответствующие требованиям работодателей.

 

 Работнику - это помощь в планировании своего профессионального развития с учетом различных траекторий образования, ведущих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту.

 

6.      Как именно рамки квалификаций помогут работнику в планировании карьеры?

 

Рамки квалификаций позволят лучше планировать свою карьеру, ставить цели. Если работник хочет сменить сферу, рамки квалификаций помогут определиться, в какую сферу можно переквалифицироваться с наименьшими трудозатратами при имеющихся квалификациях. Если работник хочет оставаться в своей профессии, рамки квалификаций помогут определить способы продвижения выше по уровням отраслевой рамки квалификаций.

 

7.      То, о чем вы говорите - отчасти это логический подход к выбору профессии. Но как рамки квалификаций и стандарты помогут защитить свои права, например, как они отразятся на уровне зарплаты?

 

Рамки квалификаций и профессиональные стандарты позволят Вам лучше планировать свою карьеру, ставить цели. Если вы хотите сменить сферу, рамки квалификаций и стандарты помогут Вам определиться, в какую сферу Вы можете переквалифицироваться с наименьшими трудозатратами при имеющихся квалификациях. Если Вы хотите оставаться в своей профессии, стандарты помогут вам определить, какие навыки надо развивать, какие квалификации подтверждать для того, чтобы оставаться востребованным в своей сфере и получать соответствующее вознаграждение. Согласитесь, требования к профессиям меняются каждые несколько лет, и никто не захочет попасть под сокращение из-за того, что не держал руку на пульсе и своевременно не «прокачивал» свои навыки, не получал новые знания, не подтверждал компетенции.

 

8.      Предполагает ли внедрение рамок квалификаций пересмотр образовательных программ. Насколько наши учебные заведения готовы к этому?

 

Национальная рамка квалификаций и профессиональные стандарты действительно, могут применяться в качестве инструмента для совершенствования системы образования и обучения. Ориентируя программы обучения на рамки квалификаций и профессиональные стандарты, в которых учтены требования работодателей, можно повысить актуальность и качество квалификаций, которые получают учащиеся и создать прочную взаимосвязь между требованиями к навыкам рынка труда и предложением этих навыков со стороны системы образования.

 

Международный опыт показывает, что эконо­мически развитые страны модернизировали свои системы образования в соответствии с рамками квалификаций и профессиональными стандартами

Ввиду важности развития этого направления в Казахстане с 2016 года в рамках Соглашения о займе между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития реализуется  проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест». Реализаующим агенством проекта является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

 

В рамках данного проекта реализуются мероприятия по формированию основы для Национальной системы квалификаций, что включает в себя разработку 550 профессиональных стандартов, 360 образовательных программ на основании профессиональных стандартов и развитии независимой системы сертификации.

 

9.      Что делается сейчас в Казахстане для усовершенствования рамок квалификаций?

В настоящее время в рамках Проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» планируется проведение анализа Национальной рамки квалификаций, пересмотр методических рекомендаций по разработке Отраслевых рамок квалификаций, подготовка рекомендаций по их улучшению, подготовка пула экспертов по разработке Отраслевых рамок квалификаций и проведение обучающих семинаров по разработке Отраслевых рамок квалификаций для отраслевых министерств и ассоциаций.

 

Также планируется проведение обзора передового опыта с целью разработки систематического подхода к приведению в соответствие Национальной рамки квалификаций с программами профессионального и высшего образования.

 

В результате данной работы будет предложена методология разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и методика расчета стоимости трудозатрат для разработки образовательных программ по уровням образования.

 

Кроме того, предусмотрено обучение национальных экспертов методологии разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и в Казахстане будет сформирован пул сертифицированных разработчиков образовательных программ.

 

Данная работа будет реализована при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан и координирующих организаций: по техническому и профессиональному образованию - НАО «Холдинг «Касипкор», по высшему и послевузовскому образованию – РГП ПХВ «Центр Болонского процесса и академической мобильности».

 

10.  Когда эта система будет внедряться в практику? Что изменится в трудовых отношениях в стране?

 

Национальная система квалификаций внедряется в Казахстане начиная с 2012 года. Нужно понимать, что это процесс поэтапный, можно даже сказать эволюционный.

 

Внедрение и применение Национальной системы квалификаций не изменит трудовые отношения радикально, но установят единые требования как для работников, так и для работодателей, тем самым обеспечивая прозрачные «правила игры». Обе стороны будут знать, что требуется для каждой профессиональной деятельности. Работник будет защищен от неадекватных требований работодателя. Работодатель будет знать, чем и как он должен будет обеспечить своего сотрудника и может планировать и проводить свою кадровую политику. Открытые требования дадут возможность как для конкуренции среди профессионалов, что повысит качество выполняемых работ, так и для защиты к предъявлению излишних требований со стороны работодателя.

 

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Голосование за лучший социальный проект
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий