check

Вы здесь

О Национальной системе квалификаций

Эффективное взаимодействие рынка труда и образования для формирования конкурентоспособных граждан во всем современном мире происходит через внедрение Национальной системы квалификаций.

О том, что такое Национальная система квалификаций и что делается для ее внедрения, мы попросили рассказать Директора департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Н.О. Тлеуова.

1.      Расскажите пожалуйста, что такое Национальная система квалификаций?

Национальная система квалификаций это механизм, позволяющий регулировать спрос и предложение к квалификациям специалистов на рынке труда, а также позволяет обеспечить взаимодействие  сфер  образования  и   рынка труда.

2.      Из чего состоит Национальная система квалификаций?

Национальная система квалификаций состоит из следующих элементов:

      - Национальная рамка квалификаций - единая шкала уровней квалификаций общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. В Казахстане Национальная система квалификаций состоит из 8 уровней;

      -  отраслевые рамки квалификаций - классифицируют требования к квалификации специалиста по уровням в конкретных отраслях, в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции;

      - профессиональные стандарты - стандарты, определяющие в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;

- образовательные программы, разработанные на основе разработанных профессиональных стандартов;

      - независимая система оценки и присвоение квалификаций.

3.      Для кого предназначена Национальная система квалификаций?

Государству хорошо развитая Национальная система квалификаций помогает в достижении таких целей как обучение на протяжении всей жизни, признание формальных и неформальных навыков, повышение качества образования и профессиональной подготовки, насыщение рынка труда востребованными кадрами и повышения производительности труда.

Работодателю Национальная система квалификаций помогает при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, при тарификации работ,

Сфере образования Национальная система квалификаций помогает разработать стандарты образования и образовательные программы, соответствующие требованиям работодателей.

Работнику Национальная система квалификаций позволит планировать свое профессиональное развитие, получить подтверждение своих квалификаций, определить карьерную цель и стратегии по ее достижению.

Также, Национальная система квалификаций может найти свое применение среди  родителей, которые не знают, как помочь ребенку определить будущую профессию, студентов, которые не знают, как сформировать видение своего карьерного роста или молодых специалистов, которые пытаются определить востребованность своих квалификаций на рынке труда.

4.      Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем назначение Национальной системы квалификации на макро уровне?

Ценность Национальной системы квалификаций заключается в ее потенциале в достижении политических целей, таких как – обучение на протяжении всей жизни, признание навыков, повышение качества образования и профессиональной подготовки, насыщение рынка труда востребованными кадрами. Именно на этих целях заостряет свое внимание Глава Государства в статье-программе Главы Государства “Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания”.

Причины, по которым страны развивают Национальную систему квалификаций, также различаются. Например, многие страны, обеспокоены наличием безработицы, которая сохраняется, несмотря на обилие незаполненных вакансий на рынке. Это происходит из-за того, что квалификации работников не соответствуют требованиям работодателей.

В других странах признание квалификаций позволяет гражданам обучаться в удобное для них время в течение всей жизни и получать подтверждение приобретенным квалификациям.

В других странах, большой проблемой является фрагментарность системы квалификаций, где из-за большой степени школьных отсевов, часть населения исключена из формальной системы образования и не имеет на руках документов и сертификатов. В этом случае, признание неформально полученных навыков позволит людям получить сертификаты, дипломы и может ускорить интеграцию таких людей в формальную систему рынка труда.

5.      Как Национальная система квалификаций может защитить – работника, работодателя?

Национальная система квалификаций устанавливает единые требования и для работников и для работодателей, тем самым обеспечивая прозрачные «правила игры». Обе стороны будут знать, что требуется для каждой профессиональной деятельности. Работник будет защищен от неадекватных требований работодателя. Работодатель будет знать, чем и как он должен будет обеспечить своего сотрудника и  может планировать и проводить свою кадровую политику.

6.      Означает ли внедрение Национальной системы квалификаций дополнительные экзамены и тестирование для работающих людей?

Во многих профессиях (педагог, юрист, врач, строитель и т.д.) в любом случае имеет место аттестация, тесты на подтверждение квалификации. Внедрение и применение Национальной системы квалификаций не добавит дополнительных экзаменов, но оптимизирует те экзамены и аттестации, которые необходимы для любой профессии. На начальном этапе сертификация будет использована для выпускников впервые поступающих на рынок труда, в последующем, сертификация поэтапно распространится на весь рынок труда.

7.      Как бы Вы объяснили понятие Национальной системы квалификаций, например школьнику?

Школьнику это можно объяснить так: представь себе, что ты начал играть в компьютерную игру. Начинаешь в качестве персонажа с определенным набором базовых умений и знаний. Чтобы успешно проходить уровни игры, персонаж должен себя «прокачивать», усваивать новые навыки, расширять свой набор инструментов. В дизайн игры включены подсказки или карты, которые направляют персонажа в его квесте, подсказывают, что нужно уметь и знать, чтобы перейти на следующий уровень, где можно этому научиться, и главное, как потом это доказать, что ты действительно овладел этими навыками.

Вот этой самой подсказкой и является Национальная система квалификаций и ее элементы – Национальная рамка квалификаций, Отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, система оценки, признания и сертификации квалификаций.

8.      Приведите пример применения Национальной рамки квалификаций и отраслевой рамки квалификаций?

На основании 8 уровней Национальной рамки квалификаций формируются Отраслевые рамки квалификаций в различный секторах.

На первом уровне находятся работники, получившие начальное образование и не имеющие навыков работы. Не все профессии имеют все 8 уровней квалификации, также как и не все профессии начинаются с 1 уровня. Например, помощник швеи начинает со второго уровня рамки квалификаций и в результате обучения  и практики, помощник швеи переходит на третий уровень и становится швеей. Далее следует четвертый уровень, на котором швея становится специалистом по стилю одежды, на пятом уровне она становится проектировщиком изделий из текстиля и кожи, и на шестом уровне становится дизайнером или инженером по производству одежды.

С помощью рамок квалификаций можно определить результаты обучения и уровень квалификаций работника, от этого в итоге будет зависеть оплата труда работника.

9.      Как устанавливается взаимосвязь между работодателями и организациями образования в рамках Национальной системы квалификаций?

На основании Отраслевых рамок квалификаций при участии работодателей разрабатываются профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты, определяют требования к уровню квалификаций, компетентности, к содержанию и качеству труда в конкретной области профессиональной деятельности. Для иллюстрации вернемся к нашему предыдущему примеру специалиста по швейному делу. В профессиональных стандартах прописывается, что именно должна знать и уметь делать швея, чтобы соответствовать занимаемой позиции, и чему она должны научиться, чтобы в будущем стать дизайнером одежды. 

 И вот, когда на основании профессиональных стандартов разрабатываются учебные и образовательные программы, тогда и создается увязка между требованиями к навыкам рынка труда и предложением этих навыков со стороны системы образования.

Подтверждение того, что навыки, полученные в результате обучения действительно соответствуют требованиям рынка обеспечит независимая система оценки и признания навыков, то есть независимая система сертификации.

10.  Расскажите подробнее о вкладе проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» в развитие Национальной системы квалификаций.

Проект в данном контексте будет иметь прямой эффект на формирование навыков и знаний и на развитие человеческого капитала.  И посредством обеспечения взаимосвязи образовательных программ и профессиональных стандартов Проект обеспечит согласование квалификаций рабочей силы и потребностей частного сектора.

Данная цель будет достигаться поэтапно.

Во-первых, система профессиональных стандартов будет пересмотрена и расширена в целях охвата всех восьми уровней компетенций профессий, начиная с уровня технического и профессионального образования и заканчивая уровнем управления. В этом процессе активно участвуют отраслевые ассоциации работодателей, тем самым обеспечивая формирование спроса со стороны рынка труда.

Во-вторых, образовательные программы технического и профессионального образования и высшего образования будут приведены в соответствие с обновленными и вновь разработанными профессиональными стандартами. То есть, разработаны с учетом требований работодателей, тем самым обеспечивая формирование предложения со стороны образования на спрос со стороны рынка труда.

В-третьих, уже после завершения обучения, навыки и знания обученного подвергнуться независимой оценке и сертификации. Это позволит работодателям удостовериться в соответствии компетенции кандидата на занимаемую должность.

До 2020 г. мы планируем совместно с ассоциациями работодателей запустить в пилотном режиме семь независимых центров тестирования и профессиональной сертификации навыков в конкретных секторах и отраслях промышленности.

 

Подытоживая все вышесказанное, с помощью развития Национальной систем квалификаций, мы выстроим единую систему подготовки кадров, в которую будут вовлечены все стороны: работодатели, работники, система образования и обучения, а главное граждане Республики Казахстан, которые являются прямыми бенефициарами Национальной системы квалификаций.  

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Голосование за лучший социальный проект
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий