check

Вы здесь

СПРАВКА Социально-трудовая сфера: итоги 2016 года и 5 месяцев 2017 года

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

 

СПРАВКА

Социально-трудовая сфера:

итоги 2016 года и 5 месяцев 2017 года,

задачи на предстоящий период

 

 

I. Стратегическое направление.

Обеспечение социальной защиты населения

 

Цель 1.1: Предоставление услуг социального обеспечения

 

Социальная поддержка семей с детьми

В соответствии с законодательством была оказана государственная поддержка семьям, имеющим детей, за 2016 год:

- пособие на рождение ребенка получили 438,1 тыс. человек (что на 9,8 % больше 2015 года) на сумму 32,3 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года –122,8 тыс. человек (что меньше на 23,1 % аналогичного периода прошлого года) на сумму 9,8 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 143,3 тыс. человек (что больше на 0,7 % аналогичного периода 2015 года) на сумму 30,9 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года - в среднем 148,4 тыс. человек (что больше на 6,1 % аналогичного периода прошлого года) на сумму  13,4 млрд. тенге;

- пособие лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, получили в среднем 73,4 тыс. человек, на общую сумму 21,7 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года - в среднем 76,1 тыс. человек, на общую сумму 9,9 млрд. тенге;

-пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей охвачено 576,1 тыс. детей, при этом сумма назначений составила 11,3 млрд. тенге, на 1 мая 2017 года - 450,9 тыс. детей, что меньше в сравнении с ситуацией на 1 мая 2016 года на 6,4 %, при этом сумма назначений составила 3 514,1 млн. тенге.

За 2016 год социальные выплаты из ГФССна случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, выплачены на сумму 69 млрд. тенге 211,5 тыс. получателям;за 5 месяцев 2017 года выплачено 28,7 млрд. тенге, в мае число получателей составило более  197 тысяч.На социальные выплаты на случай утраты дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из ГФСС направлено более 56,5 млрд. тенге,за 5 месяцев 2017 года 25,9 млрд. тенге.

Принимаемые комплексные меры благоприятно отразились на демографической ситуации в стране, которая подтверждается ежегодным ростом числа родившихся. Так, если в 2003 году в стране родилось 248 тыс. детей, то в 2016 году 400,2 тыс. детей.

Во исполнение поручения Главы государства с 1 июля 2017 года размер единовременного пособия на рождение ребенка повысится на 20 %. Таким образом, его размер составит 86222 тенге, а  при рождении в семье четвертого и более  ребенка -142947 тенге.

Cоциальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, соответствующая принципам рыночной  экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на  базовом, обязательном солидарном и добровольном уровнях.

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года (далее – Концепция) для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры  ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

В этой связи, с 1 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2015 года № 985 «О повышении размеров пенсионных выплат из уполномоченной организации и пенсионных выплат за выслугу лет с 1 января 2016 года» размеры пенсионных выплат повышены на 9 %.

В результате повышения, в 2016 году размер базовой пенсионной выплаты составил 11 965 тенге, сее учетом минимальный размер пенсионной выплаты составил - 37 789 тенге, максимальный размер – 77 186 тенге, средний размер составил – 55 117 тенге. Такие пенсионные выплаты получают более 2 млн. человек, в прошлом году на эти цели было направлено из республиканского бюджета 1,3 трлн. тенге.

Следует отметить, что предпринимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения позволили превысить применяемый в международной практике стандарт замещения утраченного дохода (40 %), который в Республике Казахстан в 2016 году по оперативным данным составил 43,7 % за счет базовой и солидарной пенсионных выплат.

В отчетном году продолжилось:

 - субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующееувеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. В 2016  году из республиканского бюджета ежемесячно на индивидуальные пенсионные счета 84  тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС, было перечислено 4,1  млрд. тенге. С января по май 2017 года такое субсидирование получали 83,7 тыс. женщин, им перечислено 1,7 млрд. тенге. При этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 13,7 млрд. тенге;

- перечисление   обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда.  По состоянию на 1 мая 2017 года (за период с 1.01.2014 года по 31.04.2017 года) более 7,5 тыс. работодателями произведены перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов в пользу 423,3 тыс. работников, сумма накоплений составила 113,3 млрд. тенге.

В реализацию Концепции, для обеспечения единого подхода ко всем сотрудникам силовых структурв вопросах пенсионного обеспечения, осуществлено реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур, в рамках которого с 1 января 2016 года всем сотрудникам силовых структур, независимо от времени  поступления на службу, предоставлено право на пенсионное обеспечение за счет республиканского бюджета.

При этом сохранен действующий порядок исчисления размера пенсионных выплат (50-65% от денежного содержания на день увольнения со службы в пределах 109 МРП, установленного законом о республиканском бюджете).

Особенностями сегодняшнего этапа развития пенсионной системы является также принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение адекватных пенсионных выплат в связи со сворачиванием солидарной пенсии.

Так, одним из концептуальных изменений является введение критерия для назначения базовой пенсии.С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе и только при достижении общеустановленного пенсионного возраста (58-63/63).

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 54% от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 33 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

Таким образом, в среднесрочной перспективе данная мера позволит сохранить уровень коэффициента замещения – 40%, а также  заложит основу и будет стимулировать граждан к регулярному участию в  накопительной пенсионной системе.

Другим концептуальным изменением, является введение новой условно-накопительной компоненты пенсионной системы.

Источником его финансирования являются  дополнительные 5% обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР).

Право на пожизненное получение условно-накопительных пенсий будут иметь лица, за которых перечислялись ОПВР не менее чем за 5 лет (60 мес.), достигшие пенсионного возраста (58-63/63) или имеющие инвалидность I или II группы бессрочно. Эту норму предусматривается ввести с 2020 года.

В текущем году в реализацию поручений Главы государства предусматривается дальнейшее повышение размеров пенсионных выплат.

Так, с 1 января 2017 года, в соответствии законом о республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы, размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет уже повышены на 9 %,  при этом  с 1 июля 2017 года планируется повысить их  еще на 11%, а базовую пенсию – на 13%. Чтов результате обеспечит их рост до 20 процентов по отношению к 2016 году.

В настоящий момент (на 1 июня 2017 года) размер базовой пенсионной выплаты составляет 12 802 тенге, средний размер пенсионных выплат с ее учетом  – 59 554 тенге.

Размеры государственных социальных пособий (ГСП) по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту  с 1 января 2016 года были повышены на 7 процентов в связи с изменением величины прожиточного минимума. Кроме того, с 1 января 2016 года (во исполнение Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года) ещё на 25 процентов повышены размеры ГСП по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Численность получателей ГСП на 1 января 2017 года составляла 692,1 тыс. человек,  в том числе  инвалидов  – 517,6тыс. чел., получателей по случаю потери кормильца  – 171,1 тыс. чел, по возрасту – 3,4 тыс. чел. Их средние размеры сложились: 30 374 тенге, 27 506 тенге и  11 887 тенге, соответственно.

В связи с изменением величины месячного расчетного показателя с 1 января 2016 года на 7% также повысились  размеры и других пособий, выплачиваемых из республиканского бюджета(государственные специальные пособия по Спискам № 1 и № 2, специальное государственное пособие, единовременного пособие на рождение, пособие по уходу за ребенком,  пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, единовременных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и жертвам массовых политических репрессий).

С введением с 2005 года обязательного социального страхования, работники формального сектора приобрели дополнительную форму социальной защиты при наступлении 5 социальных рисков.

В истекшем году были произведены социальные выплаты 740 тыс. получателям в сумме 142,2  млрд. тенге, что на 12 % больше, чем за 2015  год.

При этом, размеры социальных выплат по утрате трудоспособности и по потери кормильца из ГФСС были повышены  на 7 %.

Социальная помощь

В 2016 году продолжалась поддержка малообеспеченных семей, на 1 января 2017 года:

- адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 28,8 тыс. чел., что  меньше на 24,7 % (в сравнении с ситуацией на 1.01.2016г.),  при этом сумма назначений составила 842,3 млн. тенге или  уменьшилась на 15,8% (в сравнении с 2015 годом). Средний размер АСП за указанный период составил 2 438,5 тенге или вырос  на 11,9 %.

На 1 мая 2017 года адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 17,7 тыс. чел., что меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 %, при этом сумма назначений – 236,6 млн. тенге (в сравнении с 2016 годом уменьшилась на 14,3 %). Средний размер АСП за указанный период составил – 3 336,8 тенге, что больше на 8 % по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года.

- жилищная помощь была оказана 97,1 тыс. семьям, на сумму 2,4 млрд. тенге (в сравнении с 2015 годом сумма уменьшилась на 1,1 %), на 1 апреля 2017 года - оказана 55,9 тыс. семьям, на сумму 914,5 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 1,4 %). Средний размер жилищной помощи в 2016 году составил 2 083,1 тенге, на 1 апреля 2017 года -  5 452,8 тенге, что больше на 7,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

- выплачивалось государственное пособие на детей до 18 лет (об объемах выплат и получателях описано выше).

В рамках реализации 84-го шага Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» (от 28.10.2015г.), в соответствии с которым изменится идеология оказания адресной социальной помощи. С 1 января 2018 года будет введено единое пособие – адресная социальная помощь нового формата, котороеобъединит в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей – это спецгоспособие семьям, имеющим четырех и более детей, пособие на детей до 18 лет и адресную социальную помощь (АСП).

АСП нового формата будет предоставляться семьям с доходами ниже 50% от величины прожиточного минимума в виде безусловной и обусловленной денежной помощи, с учетом наличия в семье трудоспособных членов семьи, а также при условии обязательного участия последних в мерах содействия занятости. Это позволит укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации.

 

Оплата труда

С 1 января 2016 года минимальный размер заработной платы установлен в сумме 22 859 тенге,с 01.01.2017г. –24 459 тенге. Таким образом, обеспечен ежегодный рост на 7%.

Анализ  ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за 2016 год составила 142 898 тенге и выросла по сравнению с   2015 годом на 13,4% (1 квартал 2017 года - 140 265 тенге, рост по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 5,6 %).При этом индекс реальной заработной платы за  2016 год составил 98,9 % (1 квартал 2017 года - 98 % к соответствующему периоду 2016 года).

Во исполнение поручения Главы государства с 1 января 2016 года внедрена новая модель системы оплаты труда гражданских служащих.

Для eё реализации в 2016 году из республиканского бюджета на более                 1 млн. работников государственных учреждений и казенных предприятий выделено около 290,8 млрд. тенге.

В результате заработная плата гражданских служащих повысилась в среднем на 30 %, в частности, в сфере образования в среднем на 29%, в сфере здравоохранения на 18%, культуры и социального обеспечения в среднем на 35%.

 

В результате предпринимаемых мер, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 2016 года не превысила уровень 2015 года, и составила  2,6 % (2015 год-2,5%).При этом  на 5,8 % выросли  номинальные денежные доходы на душу населения, сложившись в 2016 году в  77 106 тенге.

 

Цель 1.2. Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

Предоставление специальных социальных услуг

В соответствии  с Законом РК «О специальных социальных услугах» продолжается  реформа системы  социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты предоставления специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара и ухода на дому, временного пребывания.

Объем затрат за 2009-2016 годы из республиканского бюджета на реализацию стандартов системы социальной защиты составил более  20 млрд. тенге, на 2017 год выделено 1 152,9 млн. тенге целевых текущих трансфертов.

По состоянию на 1 января 2017 года системой социального обслуживания было охвачено:

– свыше 23 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов в 110 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

– 13,4 тыс. человек в 74 организациях полустационарного типа;

– 56,9 тыс. человек в 508 отделениях социальной помощи на дому для  престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

– 23,5 тыс. человек в 25 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля.

В 2016 году социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 106 НПО с охватом более 6 тыс. человек.

При этом освоено 939,3 млн. тенге средств республиканского бюджета на реализацию Стандартов специальных социальных услуг, в том числе на:

- введение стандартовв медико-социальныхучреждениях –236,4 млн. тенге;

- размещение государственного социального заказа среди НПО – 702,9 млн. тенге.

 

О социальной защите инвалидов

Особое место в системе мер социальной поддержки занимает социальная защита инвалидов. В настоящее время в Казахстане проживают более 651 тыс. инвалидов или 3,7 % от общей численности населения, 62,8% от этого количества составляют лица трудоспособного возраста, 12,2% - дети до 18 лет.

Со стороны местных исполнительных органов инвалидам предоставляются технические вспомогательные (компенсаторные) средства (протезно-ортопедическая помощь, кресла-коляски, сурдо- и тифло-технические средства), санаторно-курортное лечение, услуги специалистов жестового языка и индивидуальных помощников, инватакси.

Для создания условий к полному участию инвалидов в социуме и реализации их прав Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов и совершенствовал всю законодательную базу. В целях эффективной организации работы по ратификации Конвенции в стране поэтапно реализуется План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, а именно:

1. В рамках инвентаризации законодательства в области социальной защиты инвалидов на соответствие нормам Конвенции о правах инвалидов был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав инвалидов» (подписан 03.12.2015 г., внесены поправки в 24 законодательных акта).

В его реализацию совершенствованы подзаконные акты в сфере автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, социальной защиты, здравоохранения, занятости, образования, внутренних дел, жилья и информации, в частности:

а) внесены изменения в Правила предоставления и пользования жилищем, согласно которому инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут обеспечиваться жильем не выше второго этажа (ППРК  от 31.03.2016 г. № 163);

б) впервые утверждены правила предоставления технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения осужденным, имеющим инвалидность и отбывающим наказание в учреждениях, и находящимся под стражей (приказ МВД РК от 28.12.2015 г. № 1088, зарегистрирован в МЮ РК 25.02.2016 г. за № 13238);

в) в целях определения единых требований к оборудованию и к производственной среде рабочего места инвалида, ускорения создания таких рабочих мест и успешной интеграции инвалидов в трудовую жизнь общества, были утверждены стандарты рабочего места инвалида (приказ МЗСР РК от 14.06.2016 г. № 519);

г) актуализирован и с 1 января 2017 года действует Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения (далее – Перечень), предоставляемых инвалидам – устаревшие сурдо-, тифлотехнические средства были заменены на современные многофункциональные электронные гаджеты (ППРК от 23.12.2015 г. № 1036).Также в 2017 году в  Переченьвключены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения, слуха,обязательные гигиенические средства и др. (ППРК от 3.03.2017 г. № 102).

2. Формируются условия к созданию безбарьерной среды через паспортизацию и адаптацию объектов социальной и транспортной инфраструктуры.Министерство совместно с местными исполнительными органами ежегодно осуществляет реализацию региональных Карт адаптации объектов.

По состоянию на 1 апреля 2017 года паспортизированы 28,9 тыс. объектов, из них 18,4 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 11,5 тыс. объектов.

В 2016 году работа по адаптации к потребностям инвалидов завершена по       4 537 объектам, в том числе: за счет средств местного бюджета – 4 367 объектов, в рамках «Дорожной карты занятость – 2020» – 170 объектов.

3. Осуществляется государственный контроль в области социальной защиты инвалидов и в сфере предоставления специальных социальных услуг.

4. Трудоустройство инвалидов в 2016 году было осуществлено в рамках:

- Комплексного плана содействия занятости регионов. При плане 9,2 тыс. инвалидов, трудоустроено 10,9 тыс. (118 % от плана), в том числе 8,3 тыс. человек по программам развития территорий и 2,6 тыс. человек – по Дорожной карте. Из них на постоянные рабочие места трудоустроено 10,1 тыс. инвалидов;

- 200 проведённых по всей стране ярмарок вакантных рабочих мест для инвалидов.На постоянные и временные рабочие места трудоустроено  более 2,5 тыс. человек из числа лиц с ограниченными возможностями;

- квоты в размере от 2-х до 4-х % от численности рабочих мест (без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда) – 3,1 тыс. человек из числа инвалидов.

С 2018 года из республиканского бюджета предусмотрено субсидировать затраты работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Для работающих лиц с инвалидностью и учащихся, имеющих инвалидность, в приоритетном праве предоставляются услуги Инватакси 13 службами, финансирование которых ведётся из средств республиканского бюджета.

4. Разработан специальный раздел на собственном интернет-ресурсе Министерства под названием «Социальная защита инвалидов», содержащий нормативные правовые акты в сфере социальной защиты инвалидов, региональные новости, фото и видеосюжеты, сведения и мониторинг реализации карт занятости и адаптации объектов, инфографики и опросы.

С целью формирования позитивного отношения общества к инвалидам в 2016 году в республиканских и региональных СМИ было размещено более 14,1 тыс. материалов.

Для доступности региональных телеканалов за счет средств республиканского бюджета проводится сурдоперевод новостных лент.

Для повышения уровня информированности населения о государственных мерах по обеспечению прав и улучшению положения лиц, имеющих инвалидность, с 15 июня по 15 сентября 2016 года в стране прошла акция «Идем в народ!».

В течение трех месяцев сотрудники региональных управлений координации занятости и социальных программ с участием советников акимов регионов по делам инвалидов, неправительственных организаций, общественных объединений инвалидов провели встречи с трудовыми коллективами предприятий и организаций, в ходе которых были разъяснены населению страны основные направления социальной защиты инвалидов.

В рамках акции проведено 1 475 встреч, 337 совещаний, круглых столов и семинаров, выпущено 658 статей в СМИ, проведено 42 «прямых линий» с населением по телевидению и радио, размещено  1 833 информационных средств наглядной агитации, установлено 80 стендов и билбордов.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется низкий уровень доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, недостаточно принимаются меры по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, низкий уровень доступности к социальным услугам.

Для решения данных проблем в текущем году будет продолжена паспортизация и адаптация объектов, автоматизирован процесс включения общественных объединений инвалидов в Перечень общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящих товары и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, проведен пилотный проект по внедрению бальной системы установления инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья, будет разработана методология по подбору технических средств технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью, с учетом возможности автоматизации бизнес процесса.

 

 

II.Формирование политики занятости и регулирования трудовых отношений, управление миграционными процессами

 

Цель 2.1: Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами

 

Обеспечение продуктивной занятости

В целях повышения эффективности регулирования рынка труда в 2016 году продолжилась реализация Дорожной карты занятости 2020 (ППРК от 31.03.2015 года № 162). На ее реализацию в отчетном году было направлено                       125,5 млрд. тенге.

Итоги 2016 года показывают следующее. Число лиц, обратившихся по вопросам участия в Программе, составило 198,7 тыс. человек, из них 198,3 тыс. включены в состав участников Программы.

Обеспечены трудоустройством  свыше 197,6 тыс. человек, в том  числе постоянными рабочими местами  - более 169 тысяч.

В общем числе участников Программы, доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 44,9%, женщин 44,7%, также  участниками Программы стали 4,7% малообеспеченных граждан и 3,1% лиц с ограниченными возможностями.

В рамках первого направления Программызавершена реализация 5 695, на которых создано 40 888 рабочих мест,  по направлениям центров занятости трудоустроено 22 296 человек (54,5%).

Ремонтными работами в рамках Программы было охвачено 70% сельских населенных пунктов республики:

- отремонтированы 1 492 объекта образования,  686 объектов культуры, спорта и социальной защиты, 281 объект здравоохранения;

- проведен текущий и капитальный ремонт 430 объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры и 1 546 объектов внутрипоселковых дорог.

Кроме того, в сельских населенных пунктах реализовано 1 227 проектов по благоустройству сел, построено 33 новых СВА и ФАП в сельской местности.

В рамках второго направления прошли обучение основам предпринимательства 3 819 человек. Микрокредиты получили10099 человек, из которых более 56,2% или 5 677 человек стали предпринимателями, открыв собственное дело. 84% микрокредитов были выданы на развитие сельского хозяйства. Развитие предпринимательства на селе сопровождалось открытием 8,8 тыс. новых рабочих мест.

В отчетном году в 5 регионах страны (Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях) реализовывался пилотный проект по созданию мелкотоварного производства на базе личного подсобного хозяйства, с увеличением суммы микрокредита до 6 млн. тенге.  В его рамках микрокредиты получили 2 052 человек (для организации молокоприемных пунктов, семейных откормочных площадок, открытия теплиц и пр.).

По третьему направлениюпрофобучением было охвачено 7 240 человек(1 043 - профподготовкой, 5 749 – переподготовкой, 448 - повышением квалификации), завершили обучение 6 335 человек, из них 85,7 % или 5 431 человек были трудоустроены. Следует отметить, что в соответствии с поручениями Главы государства, был введен ряд новых антикризисных механизмов и инструментов Программы, главным условием которых было сохранение работодателями рабочих мест при наличии рисков высвобождения работников.

Так, в рамках новых антикризисных мер переподготовкой и повышением квалификации(в указанном выше числе охваченных профобучением) охвачено:

- 2,5 тыс. частично занятых молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет;

- 1,2 тыс. частично занятых наемных работников;

- 1,2тыс. лиц, в возрасте от 55 до 64 лет.

Временным субсидированием 2/3 потерянного дохода квалифицированных работников за сокращенное рабочее время было охвачено почти 3,5 тыс. квалифицированных работников 8 предприятий страны.

На социальные рабочие места трудоустроено  16 579 человек(в.т.ч 2,3 тыс.чел из числа продолжающих), на молодежную практику направлены 16 389 человек (в.т.ч 1,3 тыс.чел из числа продолжающих).

По итогам года из числа завершивших работу на социальных рабочих местах 84% (12 562 чел.) и завершивших «молодежную практику» 63% (9 778 чел.), смогли закрепиться у конкретного работодателя и получить постоянную работу.

В течение 2016 года в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом было переселено 1 979 человек.

В служебные жилища заселены 1 067 человек, в том числе  584 человек трудоспособного возраста, из них трудоустроено 431 человек или 74%.

Кроме того, в отчетном периоде:

- принят новый Закон «О занятости населения» (от 6 апреля 2016 года № 483-V ЗРК), в соответствии с которым  законодательно закреплены активные меры содействия занятости, применяемых и реализуемых в рамках Дорожной карты занятости 2020, преобразование Центров занятости населения в единое окно входа в систему трудоустройства и профессионального развития, по аналогии с ЦОНами, учтены новые подходы Международной организации труда (МОТ) к разграничению занятого населения и измерению показателей занятости населения, сопоставимого со странами ОЭСР и др.;

-  реализовывался  Комплексный план содействия занятости населения, которым охвачено более 520 тыс.человек, из них трудоустроено 474,4 тыс. человек, в том числе на постоянные рабочие места 255,1 тыс. человек  (на 1 мая т.г. трудоустроены 128,7 тыс. человек). Запланированные показатели по трудоустройству перевыполнены.

В текущем году, в соответствии с поручением Главы государства от 9 сентября т.г с 1 марта началась  реализация Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Ее основными целями стали:

-  массовое обучение граждан востребованным на рынке труда профессиям для возможности самостоятельного трудоустройства. Предусматривается возможность получения безработными и самозанятыми гражданами бесплатно первой, через систему ТиПО, и второй профессии через краткосрочное обучение;

- создание условий для открытия собственного дела через предоставление  кредитов и обучение основам предпринимательства. В этих целях расширена география микрокредитования, включив наряду с селом и города. Увеличена максимальная сумма кредита до 18 млн. тенге. Сроки определены до 5 лет, а в случаях занятия животноводством или созданием сельхозкооперативов до 7 лет, для конечного заемщика установлена ставка не более 6% годовых.  Введенмеханизм гарантирования кредитов – до 85 % для начинающих и до 50 % для действующих предпринимателей.

За истекший период текущего года (на 12.06.17 г.) в стране активными мерами содействия занятости было охвачено более 194 тыс. человек,  из них:

-  трудоустроены на постоянные рабочие места свыше 95,3 тыс. человек,

- 76,4 тыс. чел.получили временную занятость  через программы  молодежной практики, социальные рабочие места и общественные работы, по истечении которых определенная часть будет обеспечена постоянной работой;

- 21,2тысячприступили к профессиональному краткосрочному обучению;

- 947 человекполучили микрокредиты и 229 семей переехали  в новые регионы.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами ежегодно проводится работа по созданию новых рабочих мест.

В 2016 году создано 310,6 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности – 151,6 тысяч (на 1 июня 2017г. – 105 тыс. и 44,8, соответственно).В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в торговле – 37,7  тыс., в строительстве – 35,3 тыс. рабочих мест,  в промышленности – 23,9 тыс., в сельском хозяйстве – 20,1 тыс. (на 1 июня 2017г. –в торговле – 14 тыс., в строительстве – 16,1 тыс., в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – создано 10,3 тыс. новых рабочих мест).Из общего количества созданных рабочих мест 65,9% – постоянные рабочие места, остальные - временные и сезонные (на 1 июня 2017 года –78,2%).

Одновременно реализуются меры по содействию занятости за счет местных бюджетов, в 2016 году в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 336,4 тыс. безработных граждан, из них  более 66 % трудоустроены  (на 1 июня 2017г. – 130,2 тыс., 39 % трудоустроено).

Проводимые мероприятия в рамках Программы, реализация региональных программ развития территорий оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда в республике.

По итогам 2016 года в сравнении с 2015 годом численность занятых уменьшилась с 8 623,8 тыс. человек до 8 553,4 тыс. человек, при этом в составе занятого населения увеличилась число наемных работников, их доля выросла с 73 до 74,2%, уменьшилась доля самостоятельно занятых с 27 до 25,8 %, а также в составе самозанятых существенно с 22,4 до 13,6 % снизилась доля  непродуктивно занятых граждан.

Реализация государственной политики в области миграции

Переселение оралманов. С 1991 года по 1 апреля 2017 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 287 тыс. семей или            свыше 1 млн. этнических казахов, в т.ч. в 2016 году– 16,4 тыс. семей (33 754  чел.), в 1 квартале 2017 года –2,6 тыс. семей (4,9 тыс. человек). При этом, доля лиц трудоспособного возраста составила 56 % человек, дети до 18 лет – 39 % и пенсионеры – 4,7% человек (2017 год, соответственно – 67,3%, 26,4%, 6,3%).

Основными странами исхода в отчетном и текущем году являются Узбекистан (62% и 54,5%, соответственно), Китай (14% и 33,4%), Монголия (9% и 2,1%), Туркменистан (6,7% и 4,6%).

В реализацию Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции  и   занятости населения»от 24 ноября 2015 года (далее- Закон), ориентированного на стимулирование этнической репатриации и решение проблем рационального расселения населения по территории страны приняты меры, направленные на:

- предоставление этническим казахам статуса оралмана, вне зависимости от региона расселения сроком на 1 год;

- упрощение процедуры получения гражданства до одного года после получения ими вида на жительство;

- создание необходимых условий и стимулирование населения для переселения, путем перераспределения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в приоритетные регионы;

- получение этническими казахами и переселенцами в соответствии с законодательством в рамках активных мер по содействию занятости, социального пакета в случае расселения в регионах, определенных Правительством с установлением региональной квоты приема оралманов.

В 2016 году Правительством определены семь регионов для расселения оралманов (Костанайская, Атырауская, Акмолинская, Павлодарская, СКО, ВКО, Западно-Казахстанская области) и четыре региона  для расселения переселенцев (Костанайская, Павлодарская, СКО, ВКО). Установлены  региональные квоты приема оралманов (1 259 семей) и приема переселенцев (463 семьи), которые были исоплнены на уровне 51,2% (включены 645 семей)  и 42,3 % (включены 196 семей), соответственно.В 2017 году региональная квота приема оралманов в количестве 566 семей и переселенцев  на 288 семей установлена для пяти регинов.

Увеличилась миграционная подвижность населения внутри страны, вырос объем межрегиональной и региональной миграции населения. Во внутренней миграции за последние три года в среднем участвовало 455 тыс. человек.

На сегодняшний день, основные цели миграционной политики достигнуты - численность населения за последние 10 лет выросла более чем на 2,7 млн. человек, достигнув 17,7 миллионов, с преобладанием доли коренного населения (66%).

 

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан в 2016 год установлена квота на привлечение в республику иностранных специалистов в размере 0,7 % к экономически активному населению республики, что составляет 63 тыс. единиц (на 2017 год - 0,6%, 54 тыс. единиц).

На начало 2017 года по республике действовало 29,3 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, из них 23,1 тыс. работников  1-3категорий, 545 человек привлечено в рамках корпоративного перевода (по состоянию на 1 мая 2017 года – 28,5 тыс. разрешений, из них 77 %   специалистов 1-3 категории).

На 3 768 предприятиях, привлекавших иностранную рабочую силу, работало 470,4 тыс. казахстанских граждан, что составило 94 % от общей численности работников.

Работодателями, привлекавщими иностранную рабочую силу в 2016 году, для казахстанских граждан создано 16 259 рабочих мест, 1 091 работник прошел профессиональную переподготовку, осуществлено повышение квалификации 5427 местных работников, 249 казахстанских работников прошли профессиональную подготовку и 11 иностранных специалистов заменены казахстанскими кадрами (за 4 месяца 2017 года для казахстанских граждан - создано 4 956 дополнительных рабочих места, 123 прошли профессиональную подготовку, 740 прошли профессиональную переподготовку, 7 191 прошли повышение квалификации).

В реализацию Плана нации «100 конкретных шагов», Законом также предусмотрено создание благоприятного миграционного режима по примеру США, Канады, Австралии для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Так, с 1 января 2017 года изменен порядок привлечения иностранной рабочей силы, самостоятельного трудоустройства и внутрикорпоративного перевода.

Иностранные специалисты, прибывающие в Республику Казахстан, получили возможность самостоятельного трудоустройства на основании справок о соответствии квалификации в течение 3 месяцев, на любое место работы по квалификации, по профессиям, которые отмечены в перечне востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики. Иностранный специалист пропускается через бальную систему, которая оценивает его образование, стаж, практический опыт работы и иные параметры, позволяющие подтвердить его квалификацию.

Введен новый упрощённый режим привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, в соответствии с которым сокращены сроки выдачи рабочих разрешений и отменены административные требования к работодателям в виде особых условий, поиску на рынке труда и внесению гарантийного взноса за иностранных работников. Взамен указанных требований работодатели должны оплатить налоговый сбор.

За 5 месяцев 2017 года местными исполнительными органами выдано и  продлено10 658 разрешений 3 813 работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которыми уплачен налоговый сбор в размере 3,2 млрд. тенге.

Также предусмотрено приведение процедуры внутрикорпоративного перевода в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами.

По обязательствам ВТО, внутрикорпоративные переводы осуществляются вне квоты, но по разрешениям. Такие разрешения теперь будут выдаваться на бесплатной основе, также через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz.

Местное содержание в кадрах снижено до 50% по второй и третьей категории (условия для стран, участниц ВТО).

В текущем году Министерством предусматривается разработка Концепции миграционной политики на 2017-2021 годы, в которой найдут отражение новые подходы, направленные на эффективное регулирование миграционными процессами, обеспечение устойчивого демографического развития и потребностей страны в квалифицированной рабочей силе, укрепление государственной безопасности страны.

 

Цель 2.2. Обеспечение реализации трудовых прав граждан

23 ноября 2015 года был принят новый Трудовой кодекс  Республики Казахстан. В его реализацию были разработаны и утверждены 35 нормативных правовых актов.

В текущем году, как и в прошлом году, активно продолжается разъяснительная работа по новому Трудовому кодексу, в целях повысить правовую грамотность всех субъектов социально-трудовых отношений.

Реализуется Комплексный план экспертного разъяснения положений нового Трудового кодекса Республики Казахстан,  здесь активными участниками являются социальные партнеры.

Ежегодно Министерством проводится тендер по обучению работников основам трудового законодательства, выигравшие  организации проводят обучающие семинары в регионах. Кроме этого, с учетом требований нового Трудового кодекса, были разработаны учебные материалы на тему «Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах», «Основы трудового законодательства» и буклеты по 8 специальным темам на русском и государственном языках, которые направлены в регионы для раздачи работникам и специалистам предприятий.

Аналогичная работа по обучению проводится на местах и государственными инспекторами по труду. 

В результате, в 2016 году, проведено свыше 5,5 тысяч семинаров  с охватом более 172 тыс. работников. В текущем году проведено 795 семинаров.

Министерством проводится анализ правоприменительной практики основных положений нового Трудового кодекса.

Одним из новшеств, предусмотренных в новом Трудовом кодексе, является создание производственных советов по безопасности и охране труда в организациях. В 2016 году на предприятиях республики создано 11215 таких советов (в 2017 году за 5 месяцев - 1197).

В рамках добровольного декларирования деятельности работодателей в прошлом году выдано 60 сертификатов доверия (за 5 месяцев 2017 года - 8).1476 предприятий внедрили международные и национальные стандарты по безопасности и охране труда.

С 1 января 2016 года усилены требования к деятельности по проведению аттестации производственных объектовпо условиям труда, новый Трудовой кодекс устанавливает право на осуществление деятельности по проведению  аттестации только специализированным организациям. По итогам 2016 года по республике аттестовано 1 852 производственных объекта, на 1 апреля 2017 года – 274 объектов.

Создаются региональные и отраслевые Советы по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров. Начата практика их разрешения в порядке досудебного рассмотрения, в 2016 году медиаторами разрешено 778 трудовых споров (индивидуальных и коллективных)

В целом ситуация в области трудовых отношений в стране стабильная.        

Реализуется Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых конфликтов, в которой определены   критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах.

Активно проводят свою работу в регионах трехсторонние комиссии по социальному партнерству (190)  и антикризисные штабы (132). В течение 2016 года по май 2017 года проведено 322 заседания, на заседания антикризисных штабов были приглашены 811 руководителей предприятий.                    

Просроченная задолженность более 3-х месяцев на 1.06.2017 г. составила 323,3 млн.тенге. В результате принятых мер воздействия, в 2016 году задолженность погашена на сумму 6,8 млрд. тенге и защищены права более 48 тыс. работников. В текущем году, по состоянию на 1 июня задолженность погашена на сумму 1,4 млрд. тенге, защищены права около 10 тыс. работников.

Наблюдается устойчивая тенденция снижения числа несчастных случаев на производстве (2016 год – пострадало на производстве 1683 человек, 2015 год– 1 723 чел., за 5 месяцев 2017 года – 621, за  5 месяцев 2016 года – 652). Положительная динамика наблюдается и по количеству смертельных случаев на производстве.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основе системы оценки рисков (СОР), внедренной с начала 2010 года. В 2016 году госинспекторами труда осуществлено 10 734 проверки, в ходе которых было выявлено более 18,4 тыс. нарушений трудового законодательства. По результатам выявленных нарушений в отношении юридических лиц и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено более 4,1 тыс. штрафов на общую сумму 603,5 млн. тенге. За 5 месяцев т.г. осуществлено 4 197 проверок, в ходе которых выявлено 6 392 нарушения, а результате наложено1 439адмштрафов на суму 204,9 млн.тенге.

Продолжается  работа  по заключению меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматами и предприятиями регионов по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и гарантий работников, (начатая в феврале 2015 года) с производственными предприятиями и одновременному контролю над соблюдением работодателями взятых обязательств.  На сегодняшний день по республике заключено более 114,2 тыс. такихмеморандумов.

Резкого роста рудовых конфликтов не наблюдается (за 5 месяцев 2017 года -3 случая, за 5 месяцев 2016 года -2 случая).

В перспективе мы:

- продолжим разъяснительную работу по основам нового трудового законодательства РК среди работников и работодателей;

- нами запланированы  встречи с международными экспертами по вопросам усиления социального партнерства;

- а также продолжится анализ правоприменительной практики основных положений нового Трудового кодекса.

Развивается система социального партнерства.Действует Генеральное соглашение на 2015 – 2017 годы, в рамках которого Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей взяты на себя обязательства, направленные на решение вопросов безопасности и охраны труда, обеспечение безопасных условий труда работников. Аналогичные положения устанавливаются трехсторонними отраслевыми и    региональными соглашениями.

На 1 июня 2017 года системой коллективных договоров охвачено 75,2 тыс. предприятий, или 33,7 % из числа действующих предприятий. В числе крупных и средних предприятий показатель охвата достиг  89,3%.

Значительной мерой стимулирования и поощрения работодателей к развитию социальной ответственности является проведение конкурса «Парыз», учрежденного Главой государства. В 2016 году данный конкурс проводился в 9 раз, и высшая награда - «Гран-при «Парыз» присвоена АО «Ақсайгазсервис» (Западно-Казахстанская область).

Продолжается работа по развитию Национальной системы квалификаций.

На 1 января 2016 года в республике разработано 449 профстандартов с охватом всех приоритетных отраслей экономики.

В связи  с пересмотром и утверждением в 2016 году новой Национальной рамки квалификаций,  государственными органами совместно с отраслевыми советами по подготовке кадров, ассоциациями работодателей продолжается работа по пересмотру отраслевых рамок квалификаций (в 2016 году – утверждены 23), пересмотрены методические рекомендации по их разработке и утверждению.

До 2020 года в рамках нового совместного проекта Правительства Республики Казахстан с Международным Банком реконструкции и развития - «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» ориентировочно планируется пересмотреть и разработать 550 профстандартов, в текущем году – 70 профстандартов по 15 направлениям деятельности.

В целях создания актуальной классификации занятий, отвечающей нуждам статистического учета трудовых ресурсов, прогноза потребности в кадрах и полноценного внедрения Национальной системы квалификаций разработан и утвержден новый Национальный классификатор занятий (с учетом международной классификации ИСКО и Сингапурской модели), который будет введен  в действие с 1.01.2018г.

В сегодняшних условиях нестабильности мировой экономики, в сфере трудовых отношений остаются отдельные проблемные вопросы, имеются риски высвобождения работников на предприятиях республики, возникновения трудовых конфликтов, сохраняется задолженность по заработной плате.

В этой связи Министерством совместно с акиматами, профсоюзами и работодателями будут продолжены меры по недопущению дестабилизации в трудовой сфере через:

- усиление государственного контроля в сфере безопасности и охраны труда, включая иные формы, в виде посещений предприятий, носящих предупредительно-профилактический характер; 

- усиление механизма социального партнерства путем внедрения предусмотренных Трудовым кодексом новых механизмов управления охраной труда (производственные советы по безопасности и охране труда; декларирование деятельности работодателей);

- совершенствование трудового законодательства, в части системы управления профессиональными рисками в сфере безопасности и охраны труда (порядок проведения аттестации производственных объектов по условиям труда; классификация условий труда, совершенствование методов измерений);

  • еженедельный мониторинг ситуации на предприятиях, подверженных риску высвобождения работников, для своевременного принятия мер по дальнейшему трудоустройству данных работников; 
  • еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате с принятием мер реагирования;
  • ежемесячное формирование республиканской Карты трудовых рисков  и проведение профилактических мер по предупреждению трудовых конфликтов и т.д.
ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office spravka_rus.doc328.4 КБ
Изменён 29 июня, 2017 - 16:39
Голосуй за лучшего работника системы соцзащиты
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Голосование за лучший социальный проект
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий