check

Вы здесь

Национальный классификатор занятий Республики Казахстан

Национальный классификатор занятий Республики Казахстан

 

Для чего же нужна классификация занятий и классификатор занятий?

Во-первых, для группировки всех существующих занятий на рынке труда, то есть мы тем самым знаем какие рабочие места есть в стране и каким образом они заполняются трудовыми ресурсами, и дальнейшего сбора и анализа необходимой статистической информации по рынку труда (учет состава и распределения кадров по профессиональным группировкам разных уровней классификации, планирование дополнительной потребности в кадрах и т. п.; проведение переписей населения,  статистические данные для периодических обзоров по статистике труда, разрабатываемых Международной организацией труда и др.)

Во-вторых, собираемая статистика анализируется и является информационной основой для политики в различных областях, как занятость, образование, миграция, привлечение иностранной рабочей силы и прочее.

Например, классификатор необходим при ежегодном прогнозировании потребности в трудовых ресурсов, результаты которого являются основой для формирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров и профориентационной работы, чтобы школьникам, студентам и их родителям предоставлять информацию о том, какая сегодня ситуация на рынке труда, какие профессии более или менее востребованы, давать описание о том, что из себя представляют данные профессии, в т.ч. по классификатору занятий.

В-третьих, классификатор охватывает работу служб занятости в части состыковки вакансий, которые предоставляются работодателями, и соискателей, которые обладают определенной профессией.

В-четвертых, классификация занятий обеспечивает взаимосвязь с Национальной системой квалификаций, например, в профессиональных стандартах указаны коды профессий по национальному классификатору занятий.

Все страны имеют свои национальные классификации. Также существует Международная стандартная классификация занятий (International Standard Classification of Occupations - ISCO), которая разработана Международной организаций труда и используется многими странами как ориентир.

Системы классификации занятий в развитых странах можно поделить на 2 группы.

Одни страны придерживаются структуры ISCO и разделяют укрупненные группы иерархично по уровням квалификации (менеджеры, техники, специалисты канцелярской службы и т.д.).

Например, в Сингапуре полностью сохранена структура международного классификатора ISCO, однако при этом добавлен 5-ый уровень группировки занятий, что позволило увеличить количество базовых групп занятий до 1124.

Австралия, сохраняя основные подходы ISCO, незначительно изменила структуру и добавила 5-й уровень группировки занятий (1014 групп занятий).

Другие страны укрупненные группы занятий разделяют по отраслевому признаку.

Например, в Германии профессии группируются по специализации навыков (сельское хозяйство, добыча сырья, строительство и т. д.), т.е. разделы имеют отраслевое деление. Также добавляется 5-ый уровень группировки занятий, где профессии делятся по уровням квалификации с учетом немецкой рамки квалификации (всего 1286 базовых групп профессий).

В США применяется система классификации занятий, кардинально отличающаяся от ISCO, состоящая из 24 разделов укрупненных групп (вместо 10 в ISCO и других развитых странах), сгруппированных по отраслевому признаку. При этом отсутствует привязка к уровням квалификации, что затрудняет определение степени подготовки специалиста.

В Канаде группировка занятий также имеет отраслевое деление, однако нет 5-ого уровня кодификации занятий, что ограничивает охват профессий (400 базовых групп).

В целом, анализ построения системы классификации занятий в развитых странах показал следующее.

Во-первых, большинство стран не применяют нормы и рекомендации в строгом соответствии с ISCO и используют переходные таблицы для международного сопоставления.

Во-вторых, в основном страны добавляют дополнительный (5-ый) уровень кодификации занятий. Это позволяет им расширить охват профессий и увеличить число базовых групп от 1000 до 1300.

Первый классификатор занятий в Казахстане был разработан в 1999 году ГК РК 01-99 «Государственный классификатор занятий» Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Республиканским Государственным предприятием «Государственный информационный центр стандартов» Комитета по стандартизации Республики Казахстан, Национальным Комитетом по статистике и анализу Республики Казахстан, Министерством науки-Академия наук Республики Казахстан. Утвержден и введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан от 16 октября 1999 года № 22

Затем в 2005 году классификатор занятий был обновлен в соответствии с ISCO 1988 года и переиздан приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Республики Казахстан Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 473.

В классификаторе 2005 года были использованы 4 уровня группировки занятий (укрупненная группа, подгруппа, составная группа и базовая группа) по уровню и специализации навыков – это лишь 436 базовых групп занятий, в результате чего некоторые неоднородные занятия объединены в одну группу. Например, под кодом 1226 были объединены в общей сложности 152 занятия, в том числе такие разнородные профессии, как начальник службы безопасности полетов, мастер вагонного депо, руководитель автоколонны и другие.

Тем самым, из-за недостаточной детализации классификатора собираемые статистические данные на сегодня не дают полной информации о структуре занятости на рынке труда, ограничивают возможности прогнозирования и не позволяют эффективно решить вопросы подготовки кадров.

В данной связи было принято решение о необходимости разработки нового классификатора занятий по новой структуре, учитывая лучший мировой опыт и текущую ситуацию на рынке труда Казахстана.

Новый национальный классификатор занятий (далее – НКЗ) был разработан АО «Центр развития трудовых ресурсов» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

НКЗ гармонизирован с ISCO 2008 года и классифицирует занятия по уровню и специализации применяемых навыков.

Объектами классификации являются занятия, а не лица, выполняющие работу в рамках данного занятия.

Занятие – набор работ, осуществляемых на рабочем месте, приносящих заработок или доход, характеризующихся высокой степенью совпадения выполняемых основных задач и обязанностей.

Навык – способность выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках конкретного занятия, имеющая два признака:

− уровень навыков определяет сложность и объем выполняемых задач и обязанностей;

− специализация навыков определяет характер и круг выполняемых задач и обязанностей, принимая во внимание область используемых знаний, используемые инструменты и оборудование, обрабатываемые или используемые материалы и виды производимых товаров и оказываемых услуг.

В НКЗ упор делается на вид выполняемой работы, а не на то, является ли работник, занятый в рамках определенного занятия, более или менее квалифицированным, чем другой работник в рамках этого же занятия.

Например, три разных преподавателя с различным уровнем образования и опытом работы будут классифицированы в одной основной группе, так как их обязанности однородны - это обучать.

Структура ISCO-08 сгруппирована на уровне 4-х знаков, дополнительно к которым в НКЗ добавлен 5-ый уровень группировки занятий (5 знак кода) во избежание объединения неоднородных занятий в одной группе и обеспечения их детального охвата, в результате расширили и детализировали занятия с 426 до 1274 групп.

Если раньше мы могли сказать, что стране необходимо подготовить условно 200 врачей, и мы не знали их специализации, то сегодня мы знаем какие это врачи – кардиологи, хирурги и так далее.

Таким образом, в классификаторе используется иерархический метод классификации, т.е. каждая группа разделяется на каждом уровне, и последовательный метод кодирования, то есть каждая группа нумеруется по порядку.

ХХХХ-Х, где

ХХХХ-Х – Основная группа;

ХХХХ-Х – Подгруппа;

ХХХХ-Х – Малая группа;

ХХХХ-Х – Начальная группа;

ХХХХ-Х – Группа занятий.

 

Пример построения НКЗ:

2 – Специалисты-профессионалы;

21 – Специалисты-профессионалы в области науки и техники;

214 – Специалисты-профессионалы в области техники, исключая электротехников;

2147 – Инженеры нефтегазового дела;

2147-1 – Инженеры по бурению сырой нефти и природного газа.

 

А на уровне 6-ти знаков представлены примеры занятий (ХХХХ-Х-ХХХ), то есть широкий спектр примеров того, какое фактическое наименование на рынке труда могут иметь занятия, входящих в группу занятий. Это сделано для обеспечения удобства пользователям при применении классификатора. Примеры наименования занятий введены в НКЗ для удобства пользователей НКЗ. Например, при сборе статистических данных в ходе опросов и заполнения статистических форм, а также при дальнейшем кодировании представленных данных. Или, например, при регистрации вакантных рабочих мест и оказании услуг по трудоустройству.

Связь НКЗ с Национальной рамкой квалификаций и отраслевыми рамками квалификаций представляет интерес для решения вопросов, касающихся развития системы квалификаций, и заключается в том, что уровень умений и навыков по НРК и ОРК является одним из критериев при классификации занятий.

Профессиональные стандарты и сертификация наравне с НКЗ являются одним из основных инструментов эффективного взаимодействия рынка труда и образования.

Профессиональный стандарт является, своего рода, техническим заданием от бизнеса на подготовку специалистов, а критерии и требования профессиональных стандартов позволят проводить независимую оценку и присвоение квалификации совместно с предприятиями.

В Казахстане сегодня существует определённое количество разработанных профессиональных стандартов, но они все разработаны по разным методикам. С учетом международного опыта рекомендуется разрабатывать профессиональные стандарты по занятиям согласно НКЗ. Но для этого необходимо, в первую очередь, определить приоритетность занятий по разработке профессиональных стандартов, учитывая перспективы развития отраслей, востребованность занятий на рынке труда и прочее.

 

«Сегодня совместно с Министерством образования и науки мы ведем работу по разработке таблицы соответствия между специальностями и занятиями, что станет единым языком для рынка труда и образовательной системы, а также позволит школьникам и студентам ответить на вопрос - кем работать после завершения обучения по выбранной специальности или какую специальность выбрать, чтобы после завершения обучения работать по выбранной профессии?» - А.С. Молчановская, разработчик НКЗ, директор департамента анализа рынка труда АО «ЦРТР».

 

К настоящему моменту проведена большая работа по обновлению классификатора.

НКЗ был направлен на рассмотрение всем государственным и местным исполнительным органам областей, г.г. Алматы и Астана, Национальной палате предпринимателей «Атамекен», ассоциациям, а также крупным предприятиям (выборочно по всем видам экономической деятельности, около 300 предприятиям).

Было получено свыше 2,5 тыс. предложений, поэтому новый классификатор будет отражать специфику казахстанской экономики. Пересмотрены все профессии с учетом третьей модернизации Казахстана и четвертой промышленной революции, было добавлено более 5 тыс. новых занятий, такие актуальные как техник по робототехнике, техник-программист по обслуживанию промышленных роботов, инженер-мехатроник, которые сегодня востребованы в период автоматизации производства.

НКЗ поддержан основными игроками на рынке труда, согласован со всеми местными исполнительными органами областей, г.г. Алматы и Астана, с 21 государственными органами, 38 объединениями работодателей, Федерацией профсоюзов Республики Казахстан, Национальной палатой предпринимателей, 20 различными организациями.

Новый НКЗ был утвержден приказом от 11 мая 2017 года № 130-од Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и будет введен в действие с 1 января 2018 года.

Классификатор занятий обновляется каждые 5 лет Министерством труда и социальной защиты РК, однако при наличии необходимости это возможно сделать и раньше. Огромную роль в обновлении НКЗ играют объединения работодателей и сами работодатели, которые непосредственно знают какие профессии устарели, а какие появляются на рынке, но, к сожалению, они не заинтересованы в участии в обновлении НКЗ ввиду достижения своих собственных целей.

Все вопросы и предложения все могут направлять на nockz2017@gmail.com, которые в дальнейшем будут учтены при дальнейшем обновлении НКЗ.

Изменён 13 сентября, 2017 - 11:02
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Голосование за лучший социальный проект
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий