Вы здесь

Информация по индикаторам ГИК ВЭФ фактор «Эффективность рынка труда»

Справка по индикаторам ГИК ВЭФ фактор «Эффективность рынка труда»

Эффективность рынка труда

Справочно: Фактор остается конкурентным преимуществом Казахстана.

Основной источник информации при составлении рейтинга - результаты опроса руководителей компаний (ExecutiveOpinionSurvey), которые составляют 70% от общих используемых данных при оценке итогов данного рейтинга.

Статистические данные (Harddata) составляют лишь 30%.

 По фактору «Эффективность рынка труда» - в 2017 году Казахстан занял 35-ое место со средним баллом 4,6. Фактор включает 6 индикаторов: 2 - статистических, 4 - опросных.

  1. Статистические индикаторы:
  1. Издержки, связанные с увольнениемпозиция ухудшилась - с 19 на 24 место (показатель оценивает  избыточные расходы увольнения в недельном расчете от зарплаты).

Трудовом кодексе установлены минимальные гарантии, регламентирующие компенсационные выплаты в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения штата работников или при прекращении деятельности работодателя (ст. 131 ТК РК).

В случае расторжения с работником трудового договора по основанию ликвидации предприятия или сокращения штата работодатель обязан письменно предупредить работника за один месяц (ст. 53 ТК РК, в этот период,в течение 4 недель, работник работает и получает зарплату).

Кроме того, с 2016 года, дополнительно работодателю предоставлено право сокращения численности работников в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя. При этом, работодатель производит компенсационные выплаты в размере средней заработной платы за два месяца.

  1. Работающие женщины. Доля по отношению к мужчинам, позиция осталась на прежнем уровне - 28 место (основным источником информации при составлении рейтинга являются результаты статистических наблюдений, проводимых КС МНЭ).

В стране системно реализуются меры по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленные на выполнение целей развития третьего тысячелетия, касающихся гендерного равенства. Законодательством нашей страны предусмотрено, что женщины пользуются равными с мужчинами правами на труд, активно участвуют во всех сферах экономической деятельности.

В соответствии с поручением Главы государства была принята и реализуется Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее - Программа), в которой активно участвуют женщины (ППРК от 29 декабря 2016 года № 919).

По состоянию на 1 января т.г. в состав участников Программы включены 281,9 тыс. женщин, их доля составила 49,2 %.

В рамках первого направления профессиональным обучением были охвачены 48,8 тыс. женщин.

По второму направлению обучено основам предпринимательства 5,5 тыс. женщин, микрокредиты получили 2,2 тыс., из них открыли собственное дело 730 женщин.

По третьему направлению, в рамках повышения мобильности трудовых ресурсов, из числа трудоспособных 440 женщин трудоустроено 116.

Численность занятых женщин в 4 квартале 2017 года составила 4 112,0 тыс. человек      (4 кв. 2016 года – 4 091,4 тыс.чел.), самостоятельно занятых в составе занятого населения – 952,0 тыс. (959,1,5 тыс.).

Следует отметить, рост числа женщин не входящих в состав рабочей силы – 2 456,3 тыс.человек в 4 квартале 2017 года против 2 434,3 тыс.человек в 4 квартале 2016 года. В это число входят в т.ч. женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком более одного года, неработающие домохозяйки. 

Уровень безработицы среди женщин по итогам 4-го квартала 2017 года сохранился на уровне аналогичного периода 2016 года и составил 5,4 %.

  1. Опросные индикаторы:
  1. Партнерство в отношениях работодателей и наемных работников, позиция ухудшилась - с 60 на 68 место

Вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали взаимоотношения работодателей и наемных работников в Вашей стране

Ответы: «В основном конфронтационные» или «В основном партнерские», шкала ответа от 1 до 7 баллов

В стране с 1.01.2016 года действует Трудовой кодекс Республики Казахстан концептуальная модель которого четко определяет границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками, и с учетом обеспечения баланса интересов сторон.

На базе Карты трудовых конфликтов осуществляется мониторинг  трудовых отношений, определение рисков и проведение профилактических мер по их предупреждению.

Развивается система социального партнерства. Заключено Генеральное соглашение между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзами  на 2018 – 2020 годы, в рамках которого взяты обязательства, направленные на решение вопросов по формальной и продуктивной занятости населения, улучшение качества человеческого капитала, условий и охраны труда, а также безопасных условий труда работников.

Также, на постоянной основе проводятся заседания трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений на республиканском, отраслевом и региональном уровнях с участием представителей работодателей (НПП) и работников.

Коллективные договора действуют в 90% крупных и средних предприятий и в 31% малых предприятий.

Продолжается  работа  по заключению меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматами и предприятиями регионов по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и гарантий работников, с производственными предприятиями и одновременному контролю над соблюдением работодателями взятых обязательств.  На сегодняшний день по республике заключено более 115 тыс. таких меморандумов.

В рамках информационно-разъяснительной работы:

1. Министерством совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и Федерацией профсоюзов Республики Казахстан реализуется Комплексный план экспертного разъяснения положений нового Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - Комплексный план), в рамках которого по состоянию на 1января 2018 года в целом проведено более 3730 семинаров:

- Федерацией профсоюзов РК и ее членскими организациями – 1 359 семинаров, круглых столов и рабочих встреч, обучено более 61 тыс. человек;

- Центром обучения, исследований и разрешения конфликтов ФПРК - 65 семинаров, обучено 1 634человек;

- Национальной палатой предпринимателей РК - 23 семинара и круглых столов с участием более 4 тыс. работодателей.

2. С учетом требований нового Трудового кодекса, разработаны учебные материалы на тему «Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах», «Основы трудового законодательства» и буклеты по 8 специальным темам на русском и государственном языках, которые направлены в регионы для раздачи работникам и специалистам предприятий.

3. Информация по вопросам практики применения трудового законодательства, методологии и систем оплаты труда в организациях ежеквартально размещается на официальном сайте Министерства www.enbek.gov.kz в рубрике «Статистика», «Справки, разъяснения», «Новости». Все новостные материалы, размещенные на сайте ведомства, распространяются во все СМИ.

4) Практика найма и увольнения, позиция ухудшилась - с 31 на 41 место

Вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали практику найма и увольнения  сотрудников?»

              Ответы: «Серьезно ограничена «сверху» нормативными актами» или «Чрезвычайно гибкая», шкала ответа от 1 до 7 баллов

Новым Трудовым кодексом РК, для работодателей, с одной стороны, в определенной степени упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников, с другой, закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договора и соглашения.

Проводится информационно-разъяснительная работа по вопросам практики найма и увольнения, с учетом положений нового Трудового кодекса Республики Казахстан (по отдельному плану).

Создана экспертная группа по анализу правоприменительной практики трудового законодательства, по результатам проведенного анализа подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан, которые будут рассмотрены совместно с социальными партнерами. 

В рамках технической миссии МОТ в период 7-8 февраля 2017 г. по вопросам совершенствования законодательства о профсоюзах, был также обсужден вопрос улучшения показателей ГИК ВЭФ.

В марте 2017 г. (делегация МИД РК) и в мае 2017 г. (постоянным представительством РК в Женеве) проведены переговоры с Секретариатом МОТ, по итогам которых достигнута договоренность о дальнейшей работе по приведению трудового законодательства страны в соответствие с международными обязательствами Казахстана, а со стороны МОТ будет оказано содействие.

  1. Оплата труда и производительность, позиция ухудшилась - с 38 на 50 место

Вопрос: «В какой мере оплата труда в Вашей стране зависит от производительности

 Ответы: Не зависит от производительности работников – Сильно зависит от производительности работника», шкала ответа от 1 до  7 баллов

Оплата труда является составной частью корпоративного управления любой компании, при рыночной экономике компании самостоятельно формируют состав необходимых кадров, штатную численность, разрабатывают и утверждают собственную систему и фонд оплаты труда.

При этом, формирование фонда оплаты труда в организации напрямую зависит от производительности труда, т.е. от объема производимой продукции (количества продажи, услуги).

Если предприятие имеет постоянный доход, прибыль от производства, следовательно для стимулирования своих работников руководитель  устанавливает хорошую заработную плату.

Ратифицирована Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы».

Разработаны и размещены на сайте Министерства методические рекомендации по разработке системы оплаты труда работников организаций частной формы собственности;

Информационно-разъяснительная работа по методологии оплаты труда и производительности через ответы на вопросы, поступающие на официальный сайт Министерства, блог Министра, обращений юридических и физических лиц;

Совместно с профсоюзами, а также Национальной палатой предпринимателей - правовой всеобуч основам трудового законодательства посредством разъяснительной работы, проведения семинаров, оказания методической и практической помощи, консультативной правовой помощи по трудовым отношениям, в котором одним из главных вопросов является определение системы оплаты труда в зависимости от производительности.

  1. Гибкость при установлении затрат, позиция ухудшилась - с 39 на 105 место

 Вопрос: «Как устанавливаются заработные платы в Вашей стране?»

Ответы: «Устанавливаются централизованным порядком» – «Устанавливаются каждой компанией индивидуально», шкала ответа от 1 до 7 баллов

Необходимо отметить, что в Казахстане ратифицированы Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» и № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы». 

Трудовой кодекс Республики Казахстан дает право организациям самостоятельно определять размер заработной платы работников, в зависимости от финансовой возможностей организации согласно трудового, коллективного договоров и (или) актов работодателя.

В соответствии со статьей 107 Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.

Система оплаты труда работников в коммерческих организациях определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя.

Кодекс устанавливает только минимальные гарантии прав и свобод в сфере труда, так, например, заработная работника не должна быть ниже минимальной заработной платы, устанавливаемый законом о республиканском бюджете.Стороны трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения.

Система оплаты труда работников разрабатывается с учетом специфики и видов деятельности организации, ее структурных подразделений, особенностей трудовых и производственных процессов и должны способствовать усилению заинтересованности как конкретного работника, так и коллективов работников в конечных результатах деятельности организации, в том числе в получении прибыли, в выполнении производственного Плана работы и гибко реагировать на их изменение.

При установлении размеров должностных окладов служащих необходимо учитывать квалификацию работника, опыт работы, сложность выполняемой работы, объем возложенных обязанностей с учетом структуры организации, а также к какой категории относится должность: к категории руководителей, специалистов или других служащих (технических исполнителей).

Помимо тарифной ставки (оклада), в целях дифференциации усилий работников и оценки качества их труда, повышения материальной заинтересованности, производительности труда работникам устанавливаются доплаты и надбавки за условия труда.

Статья 105 Кодекса обязывает всех работодателей производить оплату труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда,  в повышенном размере по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, путем установления повышенных должностных окладов (ставок) или доплат.

При этом, данные условия оплаты труда распространяются на работников, труд которых в тяжелых, вредных (особо вредных), опасных условиях подтвержден результатами аттестации рабочих мест.

Статьей 107 Кодекса определено, что для усиления повышения заинтересованности работников в увеличении эффективности производства и качества выполняемых работ работодателем могут вводиться системы премирования и другие формы стимулирования труда, определенные условиями коллективного договора и (или) актами работодателя.

Данной нормой законодательство дает право работодателям стимулировать труд своих работников  посредством установления различных видов премий, исходя из прибыли от своей деятельности.

Вопросы повышения заработной платы, периодичности, порядок и т.п. регулируются условиями коллективного, трудового договоров и (или) актами работодателя.

На постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа, даются  разъяснения по установлению зарплаты в организациях частной формы собственности (здравоохранения, образования, культуры, спорта, горно-металлургической отрасли).

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office informaciya_po_indikatoram_gik_vef.doc74 КБ
Изменён 22 февраля, 2018 - 09:10
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий