Вы здесь

Информация по мониторингу социально-экономической ситуации в стране

Социально-трудовая сфера

Социальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном и добровольных уровнях.

С 1 января 2018 года в соответствии Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2017 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы» размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет повышены на 8%, размер базовой пенсии увеличен на 6%.

В результате повышения, по состоянию на 1 июля 2018 года размер базовой пенсионной выплаты составляет 15 274 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой пенсионной выплаты – 70 703 тенге.

Средний размер государственных социальных пособий на 1 июля 2018 года составляет: по инвалидности – 41 042 тенге, по случаю потери кормильца – 33 099 тенге, по возрасту – 14 708 тенге.

По состоянию на 1 июля 2018 года по республике насчитывается 14,4 тысяч получателей государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2.

С начала 2018 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения пособия составили 22 656 тенге и  20 154 тенге, соответственно.

Средние размеры социальных выплат по утрате трудоспособности и по потере кормильца из ГФСС по состоянию на 1 июля 2018 года составили 14 198 и 16 692 тенге, соответственно.

Одновременно с повышением размеров пенсионных и социальных выплат проведена работа по совершенствованию социального законодательства:

– с начала 2014 года было введено субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. Из республиканского бюджета в июне 2018 года на индивидуальные пенсионные счета 81,4 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено  380,0 млн. тенге, при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 18,7 млрд. тенге.

– введены обязательные профессиональные пенсионные взносы в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. По состоянию на 1 июля 2018 года (за период с 1.01.2014 года по 30.06.2018 года) более 9,7 тыс. работодателями произведены перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов в пользу 445,8 тыс. работников, сумма накоплений составила 168,1 млрд. тенге.

Социальная поддержка материнства и детства

В соответствии с законодательством из республиканского бюджета была оказана государственная поддержка семьям, имеющим детей, на 1 июля 2018 года:

- пособие на рождение ребенка получили 162,3 тыс. человек (что больше на 0,4% аналогичного периода прошлого года) на сумму 16,7 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 129,0 тыс. человек (что меньше на 14,8% аналогичного периода прошлого года) на сумму 14,6 млрд. тенге;

- пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида, получили 79,6 тыс. человек, на сумму 14,5 млрд. тенге.

В июне 2018 года были осуществлены социальные выплаты из ГФСС на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года 223 812 получателям, при этом сумма выплат из ГФСС составила 8 496,5 тыс. тенге.

 

Социальная поддержка уязвимых категорий населения.

Социальная помощь

С 1 января 2018 года внедрена адресная социальная помощь нового формата в целях поддержки малообеспеченных семей, так на 1 июля 2018 года 408 518 человек (79 147 семей) являются получателями адресной социальной помощи, из них – 61 938 человек (15 541 семей) являются получателями безусловной денежной помощи, 346 580 человек (63 606 семей) являются получателями обусловленной денежной помощи, при этом сумма назначений составила 10 032,5 млн. тенге. Средний размер АСП за указанный период составил – 4 093,1 тенге.

На 1 июля 2018 года жилищная помощь была оказана 56,2 тыс. семьям на сумму 1 465,4 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года уменьшилась на 1,0%). Средний размер жилищной помощи составил 4 341,7 тенге, что больше на 12,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1 квартале 2018 года составила 4,1%, в сравнении с аналогичным периодом 2017 года увеличилась на 1,5 процентных пункта.

Справочно: с января 2018 г. изменена структура прожиточного минимума, связанная с увеличением фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги с 40% до 45% к стоимости минимальной потребительской корзины.

 

Наименование регионов

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

1 квартал 2018 г.

в % к 1 кварталу 2017 г.

1 квартал 2017 г.

1 квартал 2018 г.

Акмолинская

3,4

4,9

1,5

Актюбинская

1,9

2,4

0,5

Алматинская

2,4

2,7

0,3

Атырауская

3,0

2,8

-0,2

Западно-Казахстанская

2,7

3,3

0,6

Жамбылская

3,8

4,9

1,1

Карагандинская

1,2

2,2

1

Костанайская

2,4

2,8

0,4

Кызылординская

3,1

5,1

2

Мангистауская

3,0

5,2

2,2

Южно-Казахстанская

4,8

7,6

2,8

Павлодарская

1,8

3,0

1,2

Северо-Казахстанская

3,4

5,1

1,7

Восточно-Казахстанская

1,4

4,6

3,2

г. Астана

0,8

0,7

-0,1

г. Алматы

0,9

3,6

2,7

по РК

2,6

4,1

1,5

 

Предоставление специальных социальных услуг

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» проводится реформа системы социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара, ухода на дому и временного пребывания.

На реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг в 2016 году израсходовано 939,3 млн. тенге средств республиканского бюджета, в 2017 году было освоено 978,8 млн. тенге целевых текущих трансфертов.

По состоянию на 1 января 2018 года системой социального обслуживания было охвачено:

- 23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,2 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,7 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.

На 1 января 2018 года социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 130 НПО с охватом более 9,2 тыс. человек, в том числе частные организаций.

 

О социальной защите инвалидов

Работа в социальной защите и создании равных возможностей участия в жизни общества для инвалидов, ведется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы (далее – План) (справочно: в республике в настоящее время проживает 662,5 тыс. инвалидов, из которых в трудоспособном возрасте порядка 411 тыс., дети до 18 лет – 83,5 тыс.).

С 2016 года реализуется третий этап (2016 – 2018 годы) Плана.

В 2017 году расширен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, введены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения; обязательные гигиенические средства; дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений; увеличено время оказания услуг специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год; впервые инвалидам старше 18 лет с кохлеарным имплантом оказываются услуги по замене речевых процессоров.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2017 году установлены 488 единицы дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, 45 единиц пешеходных переходов обустроено звуковыми устройствами.

Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов. На 1 июля 2018 года паспортизированы 31,5 тыс. объектов, из них 21,1 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 18,2 тыс. объектов.

 

Наименование регионов

Количество паспортизированных объектов

Количество подлежащих к адаптации

Количество адаптированных

Доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обеспеченных доступностью для инвалида из общего количества паспортизированных объектов социальной и транспортной инфраструктуры, %

Акмолинская

1 672

1 514

100

Актюбинская

1 133

741

92,8

Алматинская

2 117

400

100,0

Атырауская

3 141

1 389

95,8

ВКО

2 627

1 488

91,7

Жамбылская

904

904

84,8

ЗКО

1 518

1 078

92,4

Карагандинская

1 597

1 013

75,3

Костанайская

1 568

1 166

90,8

Кызылординская

2 326

1 185

92,2

Мангистауская

830

552

90,7

Павлодарская

1 559

1 432

96,4

СКО

2 300

1 730

82,4

ЮКО

4 099

3 347

91,8

г. Алматы

3 000

2 400

85,4

г. Астана

1 106

774

79,9

Итого

31 497

21 113

90,7

 

Рынок труда и занятость

В соответствии с поручением Главы государства, с 2017 года реализуется Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее – Программа) (ППРК от 29 декабря 2016 года № 919).

По итогам 1 полугодия 2018 года участниками Программы стали 289,5 тыс. чел., из них безработными являются – 249,6 тыс. чел. (86%), самостоятельно занятыми – 39,8 тыс. чел. (14%). На отчетную дату трудоустроено 243 тыс. чел., из них на постоянную работу – 158 тыс. человек или 65%.

При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 45,2%, доля женщин – 32,5%.

 

(оперативные данные)

Наименование регионов

Участники Программы

в том числе

женщин

молодежи

кол-во

в % к общему числу

кол-во

в % к общему числу

Республика Казахстан

289 473

130 858

45,2

94 020

32,5

Акмолинская

11 703

4 680

40,0

2 141

18,3

Актюбинская

18 917

9 142

48,3

8 673

45,8

Алматинская

26 777

8 761

32,7

4 944

18,5

Атырауская

9 956

4 610

46,3

3 609

36,2

Восточно-Казахстанская

29 122

12 846

44,1

8 530

29,3

Жамбылская

16 396

8 287

50,5

6 400

39,0

Западно-Казахстанская

11 998

6 139

51,2

3 573

29,8

Карагандинская

27 655

14 713

53,2

9 974

36,1

Костанайская

15 872

7 140

45,0

4 802

30,3

Кызылординская

16 908

7 115

42,1

3 998

23,6

Мангистауская

12 561

6 171

49,1

4 885

38,9

Павлодарская

12 346

5 850

47,4

3 304

26,8

Северо-Казахстанская

12 320

4 468

36,3

2 964

24,1

Южно-Казахстанская

47 310

21 796

46,1

18 281

38,6

г. Алматы

12 641

6 527

51,6

5 635

44,6

г. Астана

6 991

2 613

37,4

2 307

33,0

 

Первое направление: «Обеспечение техническим и профессиональным образованием (ТиПО) и краткосрочным профессиональным обучением».

В рамках данного направления с прошлого года по ТиПО продолжают учебу 20 170 человек. Участники Программы обеспечены стипендией, одноразовым горячим питанием и материальной помощью на проезд.

На 1 июля 2018 года 29 748 человек (план на 2018 г. – 37 249 чел.) направлено на краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам.

Второе направление: «Развитие массового предпринимательства».

В рамках данного направления за отчетный период выдано 3 027 микрокредитов (план – 14 208), из них в селах – 2 486 чел., в городах – 541 чел.

Для лиц, впервые начинающих свой бизнес в рамках проекта «Бастау-Бизнес» ведется обучение основам предпринимательства. В 2018 году по проекту «Бастау-Бизнес» планируется охватить 30 тыс. человек. На 1 июля текущего года направлено на Бастау-Бизнес 12,6 тыс. чел.

Третье направление: «Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов».

В рамках третьего направления Программы за отчетный период всего трудоустроено 243,5 тыс. человек, в том числе на свободные вакансии (на постоянные рабочие места) трудоустроено 157,6 тыс. человек, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года данный показатель увеличился на 61% (97,5 тыс. чел.). Кроме того, на социальные рабочие места трудоустроено 17,2 тыс. человек или 101% от плана (план – 16,8 тыс. чел.). На молодежную практику направлено 13,8 тыс. человека или 67% от плана. Оказано содействие по трудоустройству на общественные работы – 54 тыс. человек (план – 73,1 тыс. чел.).

Данная работа осуществляется на базе действующей платформы enbek.kz.

 

 

Наименование регионов

Трудоустройство на свободные вакансии

трудоустройство целевых групп

социальные рабочие места

молодежная практика

общественные работы

план

факт

% исп.

план

факт

% исп.

план

факт

% исп.

Республика

157 614

16 926

17 161

101

20 659

13 762

67

74 302

54 044

73

Акмолинская

6 519

524

549

105

526

278

53

2 238

1 965

88

Актюбинская

9 386

1 459

1 301

89

2 182

918

42

7 468

4 374

59

Алматинская

12 616

1 196

1 291

108

1 245

967

78

8 611

5 979

69

Атырауская

4 349

455

434

95

993

400

40

5 000

3 625

73

ВКО

20 240

993

990

100

1 064

523

49

6 344

4 564

72

Жамбылская

5 911

1 149

1 173

102

2 271

1 399

62

4 837

3 754

78

ЗКО

4 715

770

886

115

1 314

747

57

5 067

3 519

69

Карагандинская

19 186

736

757

103

804

386

48

6 410

4 453

69

Костанайская

9 413

725

945

130

507

276

54

3 188

2 578

81

Кызылординская

7 699

646

733

113

1 657

1 447

87

6 400

3 833

60

Мангистауская

7 436

653

836

128

843

817

97

2 350

2 755

117

Павлодарская

6 476

1 494

1 248

84

572

207

36

2 906

2 357

81

СКО

6 367

636

611

96

350

74

21

3 990

2 270

57

ЮКО

26 102

4 200

4 655

111

5 000

4 339

87

6 340

4 721

74

г.Алматы

8 502

1 140

608

53

531

600

113

2 300

2 211

96

г.Астана

2 697

150

144

96

800

384

48

853

1 086

127

 

В 2018 году по республике предусмотрена квота 1 706 семьям переселенцев и 622 семьям оралманов на переселение из трудоизбыточных регионов (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области) в трудодефицитные регионы (Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области). За отчетный период в трудодефицитные регионы переселено 412 семей (1 607 чел.).

В соответствии с проектами Меморандумов между Акимами областей и Премьер-Министром Республики Казахстан до конца текущего года ожидается создание 223 тысяч новых постоянных рабочих мест в рамках государственных и правительственных программ.

По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 июня 2018 года создано 128 тыс. новых рабочих мест, из них 79,3% – постоянных (или 101,5 тыс. рабочих мест).

В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 15,2 тыс., в торговле – 14 тыс., в сельском хозяйстве – 11,3 тыс., в образовании – 5,1 тыс., в промышленности – 7,5 тыс.

В разрезе областей наибольшее количество созданных рабочих мест приходится на:

- Южно-Казахстанскую область – 18 466 рабочих мест (14,4% от общего количество)

- г. Алматы – 13 901 рабочих мест (10,8% от общего количество)

- Атыраускую область − 13 747 рабочих мест (10,7% от общего количество).

Уровень безработицы по итогам 1 квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года осталась на уровне 4,9%.

Численность занятых увеличилось с 8 454,2 тыс. человек до 8 538,9 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 24,8% до 23,9%.

Уровень молодежной безработицы в 1 квартале 2018 году составил 4,1% (в возрасте 15-28 лет) (1 квартал 2017 года – 3,9%).

 

Наименование регионов

Рабочая сила, чел

Занятое население, чел

Самозанятые

в % к занятому населению, (%)

Непродуктивно занятые в % к самозянятым (%)

1 кв.

2017 г.

1 кв.

2018 г.

1 кв.

2017 г.

1 кв.

2018 г.

1 кв. 2017 г.

1 кв. 2018 г.

1 кв. 2017 г.

1 кв. 2018 г.

Республика Казахстан

8 893 360

8 976 790

8 454 156

8 538 944

24,8

23,9

14,1

10,6

Акмолинская

430 554

428 694

409 460

408 325

35,3

32,7

11,1

14,2

Актюбинская

423 454

435 186

402 967

414 302

17,1

14,3

13,7

8,2

Алматинская

1 026 447

1 021 303

977 334

972 430

28,2

27,3

26,7

15,1

Атырауская

306 299

310 985

291 140

295 760

9,6

9,8

4,5

4,3

Западно-Казахстанская

334 087

334 920

317 535

318 510

36,6

36,8

10,0

10,2

Жамбылская

523 047

528 048

497 378

502 357

44,3

35,8

35,0

8,4

Карагандинская

668 646

676 919

636 142

645 426

7,9

8,9

21,3

25,2

Костанайская

509 712

507 816

484 846

483 667

33,0

31,8

16,9

16,2

Кызылординская

331 351

344 680

315 493

328 104

35,5

34,7

10,0

12,9

Мангистауская

280 112

278 368

266 469

265 024

4,6

6,4

18,4

33,5

Южно-Казахстанская

1 180 928

1 190 258

1 119 817

1 128 484

42,3

41,5

3,7

4,5

Павлодарская

413 698

409 188

393 343

389 567

16,1

15,2

10,9

10,0

Северно-Казахстанская

308 482

306 804

293 427

291 882

26,0

28,3

2,8

2,9

ВКО

709 645

712 405

675 244

677 998

29,5

29,5

12,3

14,3

г. Астана

510 350

531 763

487 064

507 245

6,3

7,0

 

5,1

г. Алматы

936 548

959 453

886 497

909 863

7,6

7,7

7,1

7,7

 

Наименование регионов

Безработные, чел.

Уровень безработицы, %

Уровень молодежной безработицы      (15-28 лет), %

Уровень женской безработицы, %

1 кв.

2017 г.

1 кв. 2018 г.

1 кв. 2017 г.

1 кв. 2018 г.

1 кв. 2017 г.

1 кв. 2018 г.

1 кв. 2017 г.

1 кв.

2018 г.

Республика Казахстан

439 204

437 846

4,9

4,9

3,9

4,1

5,5

5,5

Акмолинская

21 094

20 369

4,9

4,8

3,3

3,0

4,6

4,6

Актюбинская

20 487

20 884

4,8

4,8

2,3

3,1

5,1

6,6

Алматинская

49 113

48 873

4,8

4,8

3,2

3,0

6,8

6,6

Атырауская

15 159

15 225

4,9

4,9

2,1

2,6

4,9

5,0

ЗКО

16 552

16 410

5,0

4,9

4,1

4,0

5,2

5,2

Жамбылская

25 669

25 691

4,9

4,9

4,6

2,6

5,9

5,1

Карагандинская

32 504

31 493

4,9

4,7

5,0

5,2

5,3

5,7

Костанайская

24 866

24 149

4,9

4,8

3,1

3,1

4,7

4,9

Кызылординская

15 858

16 576

4,8

4,8

3,2

4,3

5,0

5,1

Мангистауская

13 643

13 344

4,9

4,8

4,2

3,1

7,0

6,2

Южно-Казахстанская

61 111

61 774

5,2

5,2

3,0

4,8

6,9

5,8

Павлодарская

20 355

19 621

4,9

4,8

3,7

3,4

5,4

5,0

СКО

15 055

14 922

4,9

4,9

2,5

3,3

4,2

4,5

ВКО

34 401

34 407

4,8

4,8

3,4

3,4

4,6

4,2

г. Астана

23 286

24 518

4,6

4,6

4,5

4,6

4,5

4,7

г. Алматы

50 051

49 590

5,3

5,2

6,7

6,5

5,6

6,0

                               

 

 

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов.

Квота на привлечение ИРС на 2018 год была утверждена по видам экономической деятельности в размере 0,46% к рабочей силе.

В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 июля 2018 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Республики Казахстан действовало 24 129 разрешений иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности, из них, 78,7% специалистов (1-3 категории), 7,2% – квалифицированных рабочих (4 категория), 8,4% – сезонных иностранных работников, а также переводимые в рамках корпоративного перевода 5,7%.

Основными странами исхода трудовых мигрантов являлись Китай (7 804), Турция (2 072), Великобритания (1 395), Индия (1 366) и Украина (991).

 

Переселение оралманов. С 1991 года по 1 июля 2018 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 299 761 семей или 1 034 379 этнических казахов, в т.ч. на 1 июля 2018 года 5 411 семей или       9 301 этнических казаха.

Большинство оралманов прибыли из Республики Узбекистан (49%), 40% являются выходцами из КНР, 4% – из Монголии, 3% – из Туркменистана, 4% – из Российской Федерации и 3,7% – из других стран.

Наибольшее количество оралманов расселились в Алматинской – 31%, Южно-Казахстанской – 25%, Мангистауской областях – 10% и в г. Астана – 9%.

Лица трудоспособного возраста составляют 65%, дети до 18 лет – 26% и пенсионеры – 9%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 15% имеют высшее образование, 26% среднее специальное образование, 53% общее среднее образование, 6% не имеют образования.

 

Трудовые отношения        

В целях совершенствования трудовых отношений реализуются:

- Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295) (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых рисков, в которой определены критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах. По состоянию на 1 июля 2018 года число акций протеста составило 2 (в г. Астана, Мангистауская область).

- В рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан, отраженного в программе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда», продолжается работа по проведению обучения работников предприятий и организации основам трудового законодательства Республики Казахстан. По итогам 1 квартала 2018 года местными органами по инспекции труда областей, гг. Астана и Алматы по вопросам трудового законодательства проведено 710 семинаров.

 

Наименование регионов

Количество конфликтов

Количество семинаров и занятий

на

01.07.2017 г.

на

01.07.2018 г.

на 01.04.2017 г.

на 01.04.2018 г.

Акмолинская

 

 

65

38

Актюбинская

 

 

21

121

Алматинская

 

 

99

60

Атырауская

1

 

1

0

ВКО

 

 

41

118

Жамбылская

 

 

6

19

ЗКО

 

 

3

8

Карагандинская

 

 

3

2

Костанайская

 

 

35

154

Кызылординская

 

 

29

35

Мангистауская

2

1

17

13

Павлодарская

 

 

18

15

СКО

 

 

15

26

ЮКО

 

 

33

62

г. Алматы

 

 

33

31

г. Астана

 

1

10

8

Итого

3

2

429

710

 

Для регулирования трудовых отношений и защиты, трудовых прав граждан принимаются меры по развитию системы социального партнерства.

В целях стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников между акиматами областей, работодателями и профсоюзами с начала 2015 года заключаются меморандумы. По состоянию на 12 июля 2018 года количество заключенных меморандумов составило 115,1 тыс. из них 1,6 тыс. – с крупными (охват – 81,2%) и 113,5 тыс. – со средними и малыми предприятиями (охват – 67,9%).                     

На всех уровнях действуют трехсторонние комиссии, заключены Генеральное соглашение на 2015-2017 годы, 22 отраслевых и более 200 региональных соглашений (на уровне области, города, района).

Продолжается работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга. На 1 июля 2018 года системой коллективных договоров охвачено 79,2 тыс. предприятий, или 33,9% из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 89,5% имеют коллективные договора.

Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий).

Справочно: на 1 июля 2018 года количество объектов аттестованных по условиям труда составило 3 459 (в аналогичном периоде 2017 года – 651 объектов), количество внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда на 1 января 2018 года составило – 1 752 (в 2016 году – 1 476).

На 1 июля 2018 года на производстве пострадало 701 человек (в аналогичном периоде прошлого года – 789 чел.), при этом число погибших составило 85 человек (в аналогичном периоде 2017 года – 104 чел.).

Министерством проводится еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате и совместно с Генеральной прокуратурой, региональными антикризисными штабами принимаются меры по ее погашению.       

По информации местных исполнительных органов, по состоянию на 12 июля 2018 года просроченная (свыше трех месяцев) задолженность по заработной плате в 29 предприятиях составила 717 млн. тенге перед  2 623 работниками (на 12 июля 2017 года в 19 предприятиях было 322,9 млн. тенге перед 2 294 работниками).

Наибольшее количество задолженности по заработной плате отмечено в г. Астана (250 млн. тенге), г. Шымкент (187,2 млн. тенге) и Жамбылской области (120,7 млн. тенге).

 

Наименование региона

на 12.07.2017 г.

на 12.07.2018 г.

кол-во предприятий

в них работников

сумма задолженности (млн. тенге)

кол-во

предприятий

в них работников (чел.)

сумма задолженности

(млн. тенге)

Акмолинская

0

0

0,0

2

63

7,4

Актюбинская

1

20

4,2

0

0

0,0

Алматинская

0

0

0,0

0

0

0,0

Атырауская

1

66

6,5

4

138

22,3

ВКО

0

0

0,0

2

173

16,7

Жамбылская

2

50

14,2

3

476

120,7

ЗКО

2

123

7,6

0

0

0,0

Карагандинская

1

162

51,0

2

207

51,8

Костанайская

0

0

0,0

0

0

0,0

Кызылординская

0

0

0,0

0

0

0,0

Мангистауская

0

0

0,0

0

0

0,0

Павлодарская

4

70

8,0

1

32

2,0

СКО

0

0

0,0

1

39

2,1

ЮКО

1

19

4,6

2

79

56,6

г. Шымкент

7

1 784

226,8

10

1 271

187,2

г. Алматы

0

0

0,0

0

0

0,0

г. Астана

0

0

0,0

2

145

250,0

По республике

19

2 294

322,9

29

2 623

717

 

В ходе проверок государственными инспекторами труда на 12 июля т.г. выявлена текущая задолженность по заработной плате в сумме 1 979,3 млн. тенге в 678 предприятиях перед 15 641 работниками. В результате принятых мер реагирования защищены права более 12 тыс. работников, которым выплачено более 1 452 млн. тенге.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основе системы оценки рисков (СОР), внедренной с начала 2010 года.

По состоянию на 1 июля 2018 года госинспекторами труда осуществлено 4 477 проверок, в ходе которых выявлено 7 402 нарушений трудового законодательства.

По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено 1 257 штрафов на общую сумму 229,8 млн. тенге (на 01.07.2017 г. –     256,8 млн. тенге).

 

Оплата труда

С 1 января 2018 года обеспечен рост минимального размера заработной платы (МРЗП) на 15,6% и составил в прошлом году 28 284 тенге.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 1 квартале 2018 года составила 152 442 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 8,7%. Индекс реальной заработной платы в 1 квартале 2018 года составил 102,0% к соответствующему периоду 2017 года.

 

Наименование регионов

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, тенге

1 квартал 2017 г.

1 квартал 2018 г.

в % к соответ. периоду прош. года

Акмолинская

101 292

110 395

109,0

Актюбинская

115 747

125 915

108,8

Алматинская

104 666

108 727

103,9

Атырауская

256 232

279 850

109,2

ЗКО

132 200

145 999

110,4

Жамбылская

94 361

102 134

108,2

Карагандинская

127 254

142 052

111,6

Костанайская

104 774

114 836

109,6

Кызылординская

115 970

122 022

105,2

Мангистауская

247 331

282 009

114,0

ЮКО

95 705

102 080

106,7

Павлодарская

121 971

133 905

109,8

СКО

93 909

102 254

108,9

ВКО

116 013

126 594

109,1

г. Астана

203 466

223 533

109,9

г. Алматы

179 822

187 791

104,4

по Республике Казахстан

140 265

152 442

108,7

Изменён 16 августа, 2018 - 10:02
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Национальный план по обеспечению прав
Ящик идей
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий