Вы здесь

Вопросы и ответы на тему " Адресная социальная помощь нового формата"

Что такое адресная социальная помощь?

Адресная социальная помощь - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже установленного предела от величины прожиточного минимума.

В зависимости от социального положения семьи или отдельного человека, помощь разделяется на два вида: безусловная и обусловленная.

*Безусловная денежная помощь – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячных денежных выплат малообеспеченным лицам (семьям) с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости.

*Обусловленная денежная помощь – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячной или единовременной денежной выплаты малообеспеченным лицам (семьям) при условии их обязательного участия в мерах содействия занятости и (или), при необходимости, мерах социальной адаптации.

(пп.9 и 10 ст.1 Закона о ГАСП)

 

Кто может претендовать на получение адресной социальной помощи?

Граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим установленного предела от величины прожиточного минимума.

Безусловная денежная помощь оказывается:

1) одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с достижением пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; инвалидностью 1 или 2 группы; наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;

2) малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.

(п.4 ст.2 Закона о ГАСП)

* Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации, за исключением лиц (семей), указанных в пункте 4 настоящей статьи.

(п.5 ст.2 Закона о ГАСП)

 

Отличия адресной социальной помощи от существующих в настоящее время программ поддержки малообеспеченных семей

До появления АСП в новом формате процесс обращения за любым видом социальной помощи ограничивался повторяющимся циклом из трех шагов: подача заявления – определение правомочности – назначение и выплата денежной помощи. После назначения пособия заявитель исчезал на три месяца – до подачи следующего заявления, а специалист, назначивший помощь, "забывал" о его существовании. Разумеется, заявителю предлагалось трудоустроиться, но другие члены семьи в процессе никакого участия не принимали.

Основное отличие АСП от существующих программ – это комплексность подхода, ориентированного на индивидуальные потребности семьи.

Впервые в практике социальной защиты работа ведется со всеми трудоспособными членами семьи, а не только с заявителем. Причем с семьей работает один и тот же человек, с момента первого обращения, что создает совершенно новую практику взаимодействия между органом социальной защиты и получателем помощи.

 

Что такое величина прожиточного минимума?

* Величина прожиточного минимума - минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины, включающий минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в натуральном и стоимостном выражении и состоит из:

1) продовольственной корзины (55% от прожиточного минимума).

Продовольственная корзина величины прожиточного минимума включает 43 наименования продуктов питания с обеспечением суточной энерготраты 2 175 ккал.

2) фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги (45% от прожиточного минимума).

(ст.17-18 ЗРК «О минимальных соцстандартах и их гарантиях»)

 

Что является критерием оказания адресной социальной помощи?

Критерием оказания адресной социальной помощи является установленный предел от величины прожиточного минимума или черта бедности.

Черта бедности – предельная минимальная величина денежного дохода на одного человека, устанавливаемая в качестве критерия для определения размера адресной социальной помощи.

(пп. 3-1 ст.1 Закона о ГАСП)

Размер черты бедности по Республике Казахстан определяется Министерством труда и социальной защиты населения на основе величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в процентном выражении в зависимости от экономических возможностей государства.

Черта бедности по областям, городам республиканского значения, столице ежеквартально рассчитывается местными исполнительными органами.

В средствах массовой информации публикуются сведения о:

1) черте бедности – ежеквартально местными исполнительными органами;

2) доле населения, имеющего доходы ниже черты бедности, по республике, областям, городам республиканского значения, столице – ежегодно уполномоченным органом в области государственной статистики.

(п. 1-1 и 1-2 ст.2 Закона о ГАСП)

 

Как рассчитывается адресная социальная помощь?

Согласно действующему порядку размер АСП на каждого человека (семью) рассчитывается в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности из расчета на каждого члена семьи.

После внесения изменений в порядок назначения и оказания АСП размер помощи будет рассчитываться следующим образом:

- на каждого ребенка, в том числе обучающегося по очной форме обучения после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) размер АСП будет составлять не ниже 70% от величины прожиточного минимума;

- на каждого совершеннолетнего члена семьи размер АСП будет рассчитываться в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности.

 

Какие виды доходов учитываются при исчислении совокупного дохода семьи?

При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные в РК и за ее пределами за расчетный период.

При этом, некоторые виды доходов будут пересмотрены и не будут учитываться в совокупный доход семьи с 1 апреля 2019 года.

Виды доходов

до

 01.04.2019 г.

после 01.04.2019 г.

1

доходы, получаемые в виде оплаты труда, социальных выплат

  •  

 

 

из них некоторые социальные выплаты

 

 

 

единовременные пособия на погребение

не учитывается

 

 

единовременные гос. пособия в связи с рождением ребенка

не учитывается

 

 

единовременные денежные выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей

не учитывается

 

 

ГСП по инвалидности детям-инвалидам до 16 лет

  •  

исключен

 

ГСП по инвалидности детям-инвалидам с 16 до 18 лет первой, второй, третьей групп

  •  

исключен

 

СГП детям-инвалидам до 16 лет

  •  

исключен

 

СГП детям-инвалидам с 16 до 18 лет первой, второй, третьей групп

  •  

исключен

 

ежемесячное гос. пособие многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени

  •  

исключен

 

СГП многодетным семьям, имеющим в своем составе 4 и более

  •  

исключен

2

доходы в виде алиментов на детей и лиц, указанных в Кодексе РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»

  •  

 

3

доходы от ЛПХ (приусадебного хозяйства, включающего содержание скота и птицы, садоводство, огородничество)

  •  

 

4

доходы от предпринимательской деятельности

  •  

 

5

доходы от сдачи в аренду и продажи недвижимого имущества и транспортных средств

  •  

 

6

доходы от ценных бумаг

  •  

 

7

доходы полученные в виде дарения, наследования недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества

  •  

 

8

доходы от использования кредита (микрокредита)

  •  

 

9

доходы в виде безвозмездно полученных денег

  •  

 

10

доходы в виде вознаграждений (интереса) по денежным вкладам и депозитам

  •  

 

11

доходы в виде денежных переводов

  •  

 

12

доходы в виде выигрышей в натуральном и (или) денежном выражении, полученных на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, розыгрышам, включая по вкладам и долговым ценным бумагам

  •  

 

13

иные виды доходов:

 

 

 

адресная социальная помощь

не учитывается

 

 

жилищная помощь

не учитывается

 

 

помощь, оказанная семье в целях возмещения ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС

не учитывается

 

 

финансовая и материальная помощь обучающимся из числа малообеспеченных семей, оказываемой в организациях образования

не учитывается

 

 

помощь в денежном или натуральном выражении, оказанная малообеспеченным гражданам в связи с ростом цен на продукты питания из гос. бюджета и иных источников

не учитывается

 

 

благотворительная помощь

не учитывается

 

 

оплата поездки граждан на бесплатное или льготное протезирование

не учитывается

 

 

содержание граждан на время протезирования

не учитывается

 

 

стоимость бесплатного или льготного проезда граждан за пределы населенного пункта на лечение

не учитывается

 

 

натуральные виды помощи, оказанные в соответствии с законодательством РК в виде лекарственных препаратов, санаторно-курортного лечения, протезно-ортопедических изделий (изготовление и ремонт), средств передвижения

не учитывается

 

 

(кресло-коляски) и реабилитации, выделенных инвалидам, бесплатного питания и помощи, оказываемой в организациях образования

не учитывается

 

 

стипендия, выплачиваемая учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, другим слушателям учебных заведений независимо от источника финансирования

исключен с 01.03. 2019 г.

 

 

 

Что такое социальный контракт и индивидуальный план помощи семье?

Социальный контракт предназначен для получения финансовой помощи, содержащий обязательства двух сторон, получателя социальной помощи и службы социальной защиты.

Т.е. со своей стороны государство будет предпринимать меры профессиональной и социальной адаптации по выходу семьи из трудной жизненной ситуации, которая также будет подкреплена финансовой помощью взамен обязательного «ответного действия» получателя (поиск работы, социально-профессиональная  адаптация).

По контракту малообеспеченные граждане принимают на себя обязательства по трудоустройству (преимущественно в рамках Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства), государство в лице соответствующего исполнительного органа на местном уровне (Центр занятости населения и отделы занятости и социальных программ) обязуется оказать им меры по содействию занятости и в случае необходимости - меры социальной адаптации.

Индивидуальный план помощи семье – план мероприятий по содействию занятости и (или) социальной адаптации, составленный Центром занятости населения совместно с лицом, обратившимся за оказанием адресной социальной помощи, и (или) членами его семьи.

Индивидуальный план помощи семье содержит комплекс конкретных мероприятий для выхода семьи из трудной жизненной ситуации.

Индивидуальный план помощи семье является неотъемлемой частью социального контракта.

 

Заключение социального контракта

Заключение социального контракта является обязательным условием для назначения обусловленной денежной помощи.

(п. 6 ст.2 Закона о ГАСП)

Социальный контракт заключается Центром занятости населения после получения заключения участковой комиссии, а также, при необходимости, рекомендации районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения в течение трех рабочих дней.

После внесения изменений в законодательство срок заключения социального контракта с получателями обусловленной денежной помощи будет продлен с шести до двенадцати месяцев.

При этом, возможность его пролонгации дополнительно до шести месяцев будет исключена из Правил назначения и выплаты адресной социальной помощи.

 

Расторжение социального контракта   

Социальный контракт с получателями обусловленной денежной помощи расторгается при невыполнении в полном объеме малообеспеченным лицом (семьей) условий социального контракта и мероприятий индивидуального плана.

Расторжение соцконтракта является основанием для прекращения выплаты обусловленной денежной помощи трудоспособным членам семьи.

В случаях первичного выявления невыполнения обязательств по соцконтракту размер обусловленной денежной помощи всем членам семьи старше восемнадцати лет, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) и одного из членов семьи, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до семи лет, в течение месяца сокращается на пятьдесят процентов на оставшийся период действия социального контракта.

В случае повторного выявлении невыполнения обязательств выплата обусловленной денежной помощи прекращается, кроме выплаты несовершеннолетним детям, в том числе обучающимся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) и одному из членов семьи, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до семи лет.

(п. 12 ст.4 Закона о ГАСП)

 

На какой период назначается адресная социальная помощь?

Период назначения АСП зависит от вида выплаты.

Безусловная денежная помощь назначается на текущий квартал (3 месяца) и выплачивается ежемесячно.

По новому порядку срок назначения безусловной денежной помощи продлен до 6 месяцев.

Обусловленная денежная помощь назначается на срок действия социального контракта.

Согласно новому порядку срок действия социального контракта продлен до 12 месяцев.

Обусловленная денежная помощь выплачивается ежемесячно или единовременно за три месяца по заявлению заявителя.

 

Кто такие ассистенты и консультанты?

При реформировании адресной социальной помощи сотрудники Центров занятости населения ассистенты и консультанты выполняют ключевые функции по выявлению малообеспеченных семей и оформлению необходимых документов для назначения АСП.

Ассистенты и консультанты будут оказывать поддержку лицам, получающим пособие, содействовать в поисках работы, обеспечивать комплекс необходимых услуг по социальной адаптации и контролировать выполнение обязательств лицами, получающими пособия.

Результатом модернизации системы будет индивидуальный подход к ситуации в бедной семье, выработка конкретных направлений адаптации в каждом конкретном случае.

Ассистент – работник центра занятости населения, выполняющий функции по оказанию содействия консультанту по социальной работе и акиму поселка, села, сельского округа в проведении консультации, собеседования, а также мониторинга выполнения обязательств по социальному контракту.

(пп. 1  ст.1 Закона о ГАСП)

Консультант по социальной работе – работник центра занятости населения, осуществляющий содействие в назначении адресной социальной помощи и выходе малообеспеченного лица (семьи) из ситуации, обусловленной нахождением его (их) за чертой бедности.

(пп. 1-1 ст.1 Закона о ГАСП)

 

Зачем нужны комиссии?

Участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью.

(пп. 7 ст.1 Закона о ГАСП)

Обращение в участковую комиссию осуществляется для подтверждения материального положения семьи.

В районную (городскую) или региональную комиссию обращаются в случае потребности заявителя и (или) членов его семьи в мерах по содействию занятости и (или) социальной адаптации, решение о предоставлении которых выходит за рамки компетенции Центра.

Районная (городская) комиссия по вопросам занятости населения – комиссия, осуществляющяя координацию деятельности государственных органов и других организаций, расположенных на территории района (города областного значения), акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по вопросам реализации мер содействия занятости населения и социальной помощи;

Региональная комиссия по вопросам занятости населения – комиссия, осуществляющяя координацию деятельности государственных органов и других организаций, расположенных на территории области (города республиканского значения, столицы), по вопросам реализации мер содействия занятости населения и социальной помощи.

 

Что такое активные меры содействия занятости населения?     

Активные меры содействия занятости населения – меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, государственной поддержки граждан РК и оралманов из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях и в порядке, предусмотренном Законом РК «О занятости населения».

(пп. 16 ст.1 Закона «О занятости населения»)

«Активные» меры содействия занятости включают:

1) направление на профессиональное обучение;

2) содействие предпринимательской инициативе граждан и оралманов;

3) направление на молодежную практику;

4) организацию социальных рабочих мест;

5) содействие добровольному переселению для повышения мобильности рабочей силы;

6) организацию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

7) общественные работы.

(п. 1 и 2 ст.17 Закона «О занятости населения»)

 

Кто не привлекается в активные меры содействия занятости?

Участие в мерах содействия занятости не обязательно для выплаты обусловленной денежной помощи:

1) инвалидам первой и второй групп;

2) учащимся, студентам, слушателям, курсантам и магистрантам очной формы обучения;

3) лицам, имеющим заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;

4) лицам, осуществляющим уход за детьми до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидами первой и второй групп, престарелыми старше восьмидесяти лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи;

5) лицам, имеющим постоянную работу .

(п. 6 ст.2 Закона о ГАСП)

 

Что такое меры социальной адаптации?

Меры социальной адаптации включают следующие мероприятия:

1) оказание жилищной помощи;

2) оказание социальной помощи в порядке и размерах, определяемых решениями местных представительных органов;

3) прохождение скрининговых осмотров;

4) лечение при наличии социально значимых заболеваний;

5) постановка на медицинский учет в женской консультации до 12 недель беременности;

6) оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам госучреждений образования из семей, имеющих право на получение АСП, а также из семей, не получающих АСП, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников;

7) предоставление социальной помощи гражданам в период получения образования в организациях образования;

8) оказание содействия в получении места в организациях образования, осуществляющих дошкольное воспитание и обучение и  в зачислении детей в организации дополнительного образования.

 

Что такое социальное сопровождение?

Социальное сопровождение – это комплекс мер, направленных на поддержку активной деятельности малообеспеченных семей для принятия необходимых решений, осознания и реализации своего потенциала с целью выполнения условий социального контракта, повышения уровня жизни семьи, и устойчивого выхода из трудной жизненной ситуации.

Он требует от ассистентов и консультантов применения навыков активного слушания: выслушать и убедиться в общем понимании проблемы прежде, чем можно будет предложить ее решение.

Социальное сопровождение может включать содействие в решении проблем в социальной, образовательной и в сфере здравоохранения.

1. Сфера социальной защиты образования, здравоохранения, центр занятости  – при предоставлении АСП реализуется в полной мере (назначение, выплата, мониторинг, меры занятости, социальная адаптация, подключение к другим социальным программам).

2. Сфера образования – реализуется с точки зрения подключения заявителей к обучению и переобучению, на информирование о существовании дополнительных краткосрочных курсов по месту жительства, которые предлагают трудоустройство по окончании курсов, в том числе для выпускников школ и старшеклассников. Здесь же частью социального сопровождения было бы содействие зачислению маленьких членов семьи в детские сады (мини-центры), а подростков – в спортивные секции и клубы.

3. Сфера здравоохранения - здесь роль ассистентов и консультантов в большей степени рекомендательная. Важно напоминать семьям, в которые ассистент и консультант приходят важность заботы о собственном здоровье и здоровье своих детей. Прохождение скрининга старшими членами семьи, регулярное посещение консультации беременными женщинами, направление на обследование и т.д.

4. Сфера психологической и юридической помощи в социальном сопровождении заключается в помощи в восстановлении документов (удостоверения личности, об образовании и т.д.), оказание моральной и психологической поддержки, подключение нуждающихся в этом членов семей к группам психологической поддержки.

 

Куда нужно обратиться для назначения адресной социальной помощи? Какие виды документов нужны?

На сегодня лицу или семье, претендующей на получение АСП, необходимо обратиться в Центр занятости населения по месту жительства, а в случае проживания в сельской местности – к акиму поселка, села, сельского округа.

Надо подать заявление для назначения АСП и приложить следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) сведения о наличии ЛПХ;

3) сведения о номере банковского счета;

4) свидетельство о рождения (смерти) ребенка (на всех детей);

5) свидетельство о регистрации заключения (расторжения) брака;

6) справку учебного заведения.

По новому механизму назначения АСП лицо или семья от себя обращается в Центр занятости населения по месту жительства, а в случае сельской местности – к акиму поселка, села, сельского округа с заявлением на назначение АСП и предоставляет только удостоверение личности для идентификации.

Сбор необходимых документов согласно перечню, определяемому центральным уполномоченным органом, будет осуществляться центром занятости населения по месту жительства, в сельской местности - акимом поселка, села, сельского округа через информационные системы государственных органов и (или) организаций.

Теперь для назначения адресной социальной помощи предоставление документов заявителями не требуется.

 

Что такое единый социальный пакет? Кому он будет оказываться?

В ближайшее время будет утвержден единый пакет социальной помощи и социальных услуг за счет местных исполнительных органов для всех получателей адресной социальной помощи и нуждающихся многодетных семей, который предусматривает:

  1. Обеспечение школьников бесплатным горячим питанием с 1-4 класс;
  2. Льготный проезд в общественном транспорте для детей и матерей;
  3. Обеспечение школьной формой, учебниками и принадлежностями;
  4. Приоритетное право на место в детских садах;
  5. Бесплатный отдых в детских лагерях;
  6. Компенсационные выплаты по коммунальным услугам, обеспечение социальным углем и дровами;
  7. Бесплатная установка газоанализаторов, счетчиков света и воды;
  8. Создание социальных рабочих мест на дому, грантов и микрокредитов для многодетных семей;
  9. Охват мерами занятости для всех трудоспособных получателей АСП (обучение, трудоустройство, молодежная практика, гранты и микрокредиты);
  10. Улучшение жилищных условий через систему жилстройсбережений;
  11. Предоставление единовременной социальной помощи.

    Цели и задачи информационно-разъяснительной работы

    Цель информационно-разъяснительной работы:

    - привлечение населения к участию в социальных программах, обеспечению высокого уровня информирования граждан;

    - сохранение социальной стабильности при осуществлении реформы;

    - обеспечение скоординированной работы органов местного управления по формированию у граждан положительного отношения к проводимым реформам.

     

    Задачи информационно-разъяснительной работы:

    - развитие взаимодействия местных исполнительных органов с населением в целях снижения риска возникновения социальной нестабильности, социальных конфликтов при проведении преобразований в системе социальной помощи;

    - обеспечение информированности населения об основных изменениях в социально-трудовой сфере;

    - реализация системы «обратной связи» с населением.

     

     

     

    Кто участвует в проведении информационно-разъяснительной работы?

    К проведению информационно-разъяснительной работы привлекаются:

    - Центры занятости населения;

    - Управления координации/отделы занятости и социальных программ;

    - Территориальные структурные подразделения МТСЗН РК;

    - Отделения НАО Государственной корпорации «Правительство для граждан»;

    - Отделения Единого накопительного пенсионного фонда; Государственного фонда социального страхования, АО «Казпочты»;

    - Инспекции по труду;

    - Акиматы;

    - Представители иных органов/организаций (при необходимости).

    Указанные представители государственных органов/организаций привлекаются для проведения основных мероприятий по информационному обеспечению.

     

    Основные мероприятия информационного обеспечения

    К основным мероприятиям информационного обеспечения относятся:

    - методическая помощь отделам занятости и социальных программ, акимам поселков, сельских округов, районов и Центрам занятости населения;

    - организация и проведение обучающих семинаров для специалистов участвующих в процессе оказания АСП;

    - организация «круглых столов», отчетных встреч с населением, дней «открытых дверей» и совещаний с участием представителей органов образования, здравоохранения, защиты общественного порядка, общественных объединений, работодателей;

    - работа с представителями республиканских и региональных средств массовой информации;

    - организация и проведение социологических опросов, открытие «горячих линий», постоянный мониторинг общественного мнения;

    - организация работы мобильных групп;

    - организация и проведение подворовых обходов населения ассистентами.

     

    Этапы проведения медиа-компаний

    Проведение информационных компаний делится на три этапа:

    1 этап

    - проведение рабочих совещаний с участием представителей государственных органов;

    - проведение встреч с руководителями и главными редакторами республиканских и региональных СМИ;

    - подготовка необходимых документов: событийный ряд, спикеры, тезисы и топики, пресс-релизы и т.д.;

    2 этап

    - подготовка планов информсопровождения с учетом специфики работы госорганов и региональных потребностей;

    - проведение установочных совещаний с участием территориальных подразделений госорганов;

    -  проведение брифингов/пресс-конференций для СМИ на базах Службы центральных и региональных коммуникаций.

    3 этап

    - старт и реализация информкомпании в соответствии с планами информсопровождения;

    - мониторинг информационного поля, оперативное реагирование в случае необходимости;

    - подведение итогов проведенных работ.

     

     

    Организация и проведение подворовых обходов

    Центр занятости населения в лице ассистентов совместно с другими госорганами (отделами занятости и социальных программ, отделами образования, акимами сельских округов и др.) выявляет нуждающиеся малообеспеченные семьи.

    Для выявления нуждающихся семей, ассистентом проводится анализ по следующим критериям:

    - условия проживания (наличие собственного жилья, личного подсобного хозяйства, автотранспорта и т.д.);

    - состав семьи (количество членов семьи, в т.ч. трудоспособные, дети, инвалиды, пенсионеры, студенты, лица по уходу и т.д.);

    - доход семьи (заработная плата членов семьи, среднедушевой доход семьи);

    - социальный статус членов семьи (работающий, безработный, самозанятый, пенсионер, студент и т.д.).

    Для привлечения трудоспособных членов семей ассистент обеспечивается актуальным списком вакансий, предоставляемым Центром занятости населения, программами профобучения, а также перечнем организаций, выдающих микрокредиты, и условиями их получения.

    В случае выявления нуждающихся малообеспеченных семей содействует в сборе документов на назначение АСП.

     

     

     

    Организация работы мобильных групп

    Обеспечение работы мобильных групп в регионах:

    - создание мобильной группы (куратор - акимат) и разработка маршрута выезда;

    - разработка раздаточных материалов для населения (буклеты, листовки, баннеры и брошюры);

    -  информирование населения о выезде мобильных служб;

    -  освещение деятельности мобильных групп в СМИ.

    Основные функции мобильных служб:

    - проведение серии информационно-разъяснительных мероприятий на сходах населения, общественных слушаниях и т.д;

    - оказание содействия малообеспеченным гражданам для назначения АСП, предоставление консультаций и выдача направления в Центр занятости населения;

    -  прием документов для оказания госуслуг в социально-трудовой сфере.

     

    Особенности информационной работы с населением

    При обращении за получением АСП семьи должны выполнять определенные условия и брать ответственность за выполнение обязательств. При этом ассистенты и консультанты, начиная информирование таких семей сталкиваются с недоверием и отказом от чего-то нового.

    Вместе с тем, по скорости принятия нововведений, людей можно разделить на пять групп:

    1. Инноваторы 2,5% населения, относятся к первым семьям, проинформированным о возможностях АСП нового формата. Их, как правило, немного и они очень важны, потому что именно на их примере будет проводиться дальнейшее информирование.

    2. Семьи-первопроходцы 13,5% населения. Они видят необходимость в новшествах или изменениях, нужно только донести необходимую информацию до целевой группы. Именно их успех будет привлекателен для раннего большинства.

    3. Раннее большинство 34% населения. Эти люди всегда смотрят "у кого получилось". Как правило, эта группа меньше готова решиться на изменения, и на их вовлечение понадобится больше времени. Но, решившись, они станут примером для позднего большинства.

    4. Позднее большинство 16% населения заинтересуется только после того, как первопроходцы и раннее большинство продемонстрируют успех своего участия. Позднее большинство обратится для участия только увидев материальные результаты – повышенный доход, отремонтированные строения, или просто соседка, которая теперь ездит на работу на приобретенном велосипеде.

    5. Отстающие - 16%.

    Таким образом, понимание неравномерности процесса внедрения нововведений дает нам следующее:

    Во-первых, мы видим, что в начале работ по предоставлению АСП нового формата в новом районе, городе, селе ассистенты и консультанты могут столкнуться со скептицизмом и неприятием.

    Во-вторых, становится очевидным, что работу по вовлечению малообеспеченных семей нельзя прекращать – позднее большинство забудут о программе, если не получат о ней информацию.

    В-третьих, получив отказ семьи ассистент, консультант, сельский аким и другие должны быть готовы продолжать попытки. Если члены семьи относятся к группе "поздних последователей" – они придут уже после того, как несколько семей завершат получение АСП.

    В-четвертых, понимание разной скорости принятия решения об участии, позволит удержаться от попреков в позднем приходе заявителя, а, значит, предотвратит конфликт и потерю доверия.

    В-пятых, необходимо, чтобы к процессу вовлечения в АСП подключались все возможные члены местного сообщества – и новаторы, то есть те, кто уже ранее получал АСП нового формата, так и другие представители заинтересованного окружения, которые могут тем или иным образом ускорить принятие нового подхода к социальной помощи.

    Главный же вывод из теории распределения изменений – понимая этот процесс, с ним можно работать и его можно ускорить. Ускорению будут способствовать истории успеха, освещаемые в прессе, рассказываемые на собраниях и во время посещения семей, а также неформальное общение жителей между собой (в нашем сообществе все, что происходит в отдельных семьях, быстро становится известно всем).

Изменён 19 марта, 2019 - 09:53
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий