Вы здесь

Тезисы к выступлению Министра ТСЗН Б.Сапарбаева на заседании Правительства 19 марта 2019 года

 Құрметті Асқар Ұзақбайұлы, әріптестер!

Бүгінгі күні ел экономикасында 6,6 млн.-ға тарта жалдамалы жұмыскер жұмыс істеуде, белсенді жұмыс істеп тұрған 165 мың  кәсіпорын бар. Бұл азаматтардың еңбек құқықтарын қорғау және еңбек қатынастарын реттеу қайсы қоғамның болса да өзекті мәселесі болып келеді.

Өздеріңізге белгілі, Дүниежүзілік экономикалық форум «еңбек нарығының тиімділігін» жаһандық бәсекеге қабілеттілік индекс тізбесіне енгізіп, жыл сайын жұмыс берушілер арасында тәуелсіз сауалнама жүргізіп келеді.

2018 жылы осы белді ұйымның жүргізген сауалнамасының қорытындысы бойынша Қазақстан 140 мемлекеттің арасында 35-ші орыннан 30-ші орынға көтерілді. Бұл – еңбек қатынастарын реттейтін тараптардың мүдделерінің тепе-теңдігін сақтай отырып, атқарылған жүйелі жұмыстың нәтижесі. 

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года, с 1 января 2019 года минимальная заработная плата повышена в 1,5 раза или до 42,5 тысяч тенге (с 1 января 2018 года размер МЗП составляет 28 284 тенге)

Среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников составляет 176 тыс. тенге.

А теперь позвольте остановиться на решении ключевых задач в регулировании трудовых отношений.

Первая задача. Защита трудовых прав работников, в том числе на своевременную и достойную оплату труда.

В настоящее время, государственный контроль ориентирован на профилактику и снижение проверок в отношении добросовестных работодателей.

Тем не менее, проверки госинспекторов труда показали, что не все работодатели выполняют требования трудового законодательства, что в итоге вызывает недовольство работников. В прошедшем году инспекторами труда выявлено 12 тыс. нарушений.

На особом контроле - вопрос погашения задолженности по заработной плате перед работниками. В 2018 году госинспекторами труда выявлена задолженность по заработной плате в 1,2 тыс. предприятиях на сумму более 3,7 млрд. тенге. В результате принятых мер реагирования защищены права более 32 тыс. работников, которым выплачено 3,2 млрд. тенге.

На сегодня по сведениям местных исполнительных органов задолженность составляет 1,7 млрд. тенге, из которых 75% приходится на предприятия-банкроты и находящихся на реабилитации (1,3 млрд. тенге).

По действующим предприятиям задолженность составляет 410 млн. тенге перед 1,4 тыс. работниками. Наибольшая задолженность приходится на Актюбинскую (83,2 млн. тенге), Жамбылскую (72,3 млн. тенге) Карагандинскую (51,8  млн. тенге) области.

В этой связи, Акиматам необходимо ужесточить контроль за работодателями по фактам нецелевого использования фонда заработной платы работников, установив жесткие графики погашения задолженности.

Вместе с тем, в целях повышения результативности погашения задолженности по зарплате министерством решается вопрос включения предписание госинспектора труда в перечень исполнительных документов судебных исполнителей. Это позволит приравнять их к судебным решениям и обеспечить их принудительное исполнение. 

В настоящее время проект закона находится на рассмотрении Мажилиса Парламента.     

Не могу не обратить внимание и на сохранение неформальных трудовых отношений. За последние 2 года инспекторами труда выявлено более тысячи работодателей, которые использовали труд работников без заключения трудовых договоров.

Учитывая данную проблему, Министерство выступило инициатором проведения в 2018-2019 годах общереспубликанской акции «Заключите трудовой договор». В прошедшем году в рамках акции заключено более 40 тыс. трудовых договоров.

В рамках исполнения послания Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года Министерством совместно с местными исполнительными органами проводится работа по повышению заработной платы низкооплачиваемых работников.

По информации акиматов на 14 марта т.г. более 184,6 тыс. работодателей повысили заработную плату 958 тыс. низкооплачиваемым  работникам, из них 1690 предприятий субъекты крупного предпринимательства, 2,5 тыс. – среднего, 180 тыс. малого предпринимательства. По указанным предприятиям средняя заработная плата низкооплачиваемых работников увеличена на 33% (с 43 тыс. до 57,5 тыс. тенге).    

Вместе с тем, низкий охват предприятий отмечается в г. Шымкент, где всего лишь 33 крупных предприятий повысили заработную плату низкооплачиваемым работникам (97 предприятий, где имеются низкооплачиваемые работники), Мангистауской области – 22 (91).

Вторая задача. Обеспечение безопасных условий труда работников.

В целом, принятые госорганами и работодателями комплексные меры в сфере охраны труда позволили сохранить положительную динамику в производственном травматизме.

В 2018 году на предприятиях республики пострадало 1 568 чел., что на 6,6% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2017 г. – 1 678 чел.).

Количество пострадавших со смертельным исходом составило 220 чел. что на 9,2% ниже аналогичного периода прошлого года (2017г. – 244 чел.). 

Основными причинами несчастных случаев на производстве стали: необеспечение безопасных условий труда, средствами индивидуальной и коллективной защиты; непроведение обучения работников безопасным приемам труда.

По требованию государственных инспекторов труда работодателями отстранено от работы 100 должностных лиц, запрещена работа 16 производственных объектов. 

В правоохранительные органы направлено 1 400 материалов, по которым возбуждено 98 уголовных дел.

Вместе с тем, рост производственного травматизма по сравнению с 2017 годом произошел в Карагандинской (с 192 чел. до 224 чел.) и Северо-Казахстанской  (с 56 чел. до 82 чел.) областях.

Рост смертельных случаев произошел в Акмолинской (с 11 до 17 чел.), Алматинской (с 8 до 13 чел.) и Туркестанской (с 19 до 24) областях.

Из 1,7 млн. работников предприятий, обследованных в 2017 году по условиям труда, 370 тыс. или каждый четвертый (23,0%) были заняты во вредных и опасных условиях труда.

Растут затраты работодателей на компенсации работникам за работу во вредных условиях труда. На эти цели работодателями выделено 107,7 млрд. тенге, что на 7,7 % больше, чем в 2016 году.

В целях усиления мер по созданию безопасных условий труда акиматам необходимо:

1) принять региональные дорожные карты по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;

2) определить в регионах травмоопасные предприятия, допустившие рост производственного травматизма, с составлением в отношении каждого из них плана мероприятий по недопущению травматизма;

3) в рамках инициированной Министерством совместно с социальными партнерами в 2019 году Информационной компании под эгидой «Безопасный труд» провести масштабную разъяснительную работу с работодателями, профсоюзами по обеспечению безопасных условий труда, с привлечением средств массовой информации.

В свою очередь, с учетом имеющихся рисков в сфере безопасности и охраны труда Министерством разработана Комплексная дорожная карта по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда в Республике Казахстан на 2019-2023 годы.

Дорожной картой предусматривается:

1) внедрение на производственных предприятиях современной системы управления охраной труда, основанной на профилактике, выявлении, оценке и управлении профессиональными рисками;

2) повышение эффективности государственного, внутреннего и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Уважаемый Аскар Узакбаевич, просим поддержать утверждение данной Дорожной карты на уровне решения Правительства в первом полугодии т.г.

Законодательное обеспечение указанных мероприятий предусмотрено в рамках разработанного министерством проекта Закона по вопросам регулирования трудовых отношений (внесение в Мажилис май 2019 года).

Третья задача. Принятие системных мер по профилактике и предупреждению коллективных трудовых споров.

Текущая ситуация в трудовой сфере Министерством  оценивается по Карте трудовых рисков, в рамках которой мониторингом охватывается более 200 предприятий, находящихся в зоне риска, с численностью более 100 тыс. работников.  

Результаты Карты ежемесячно анализируются с принятием мер реагирования с учётом возможных сценариев развития ситуации.

Результатом проводимой работы является снижение за последние годы трудовых конфликтов в 5 раз.

Для усиления работы в данном направлении Министерством разработан новый План мероприятий по  предупреждению и разрешению трудовых конфликтов.

В рамках Плана разработан Алгоритм взаимодействия государственных органов и социальных партнеров по предупреждению трудовых конфликтов.

Усилиями всех социальных партнеров будет проводиться обучение работодателей и работников навыкам ведения переговоров и достижения консенсуса.

Максимально будет активизирована работа объединений работодателей по профилактике трудовых споров. Для этого, образован институт «трудового омбудсмена» при республиканских, отраслевых объединениях работодателей.

С целью определения целевых индикаторов для местных исполнительных органов, профсоюзов и работодателей по недопущению трудовых конфликтов, Аскар Узакбаевич, по вашему поручению в 2018 в регионах проведены Форумы, в том числе с вашим участием в г. Караганда. Эту работу  мы продолжим.

В текущем месяце с участием Заместителя Премьер-Министра Абдыкаликовой Г.Н. проведены рабочие встречи с работодателями четырех западных регионов.    

Аскар Узакбаевич, хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, требующего  особого  внимания.  За последние пять лет численность госинспекторов труда сокращена на 16 %, с 320 до 268 ед. (в 2013 году ГИТ переданы в МИО). За последние три года уволилось 123 инспекторов труда. В 2018 году к дисциплинарной ответственности привлечено 113 инспекторов труда, т.е. более 40% кадрового состава. Поэтому прошу Вас дать поручения Акимам областей:

а) принять меры по улучшению кадрового состава;

б) и повышению их квалификации.

Таковы основные направления и результаты работы по регулированию и контролю за развитием трудовых отношений. Несмотря на позитивную динамику, в трудовой сфере сохраняется много вопросов и проблем, требующих решения.

Для их решения потребуется координация усилий социальных партнеров и заинтересованных государственных органов.

Спасибо за внимание.
 

Изменён 19 марта, 2019 - 11:16
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий