check

Вы здесь

Концепция к проекту и проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» и проект Закона РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования"

КОНЦЕПЦИЯ

проекта Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании»

 

  1. Название проекта Закона

 

Проект Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» (далее – законопроект).

  1. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства Н.А. Назарбаева в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» касательно усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами выплат в системе обязательного социального страхования.

Переход к новым стандартам социального обеспечения, соответствующим международной практике, предопределило внедрение с                1 января 2005 года обязательного социального страхования в Республике Казахстан, как дополнительного уровня социальной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков.

Финансовые ресурсы системы обязательного социального страхования формируются за счет социальных отчислений, уплачиваемых работодателями, индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой.

Из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) осуществляются социальные выплаты на случаи:

- утраты трудоспособности;

- потери кормильца;

- потери работы. 

- потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

-   потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

За 13 лет функционирования системы обязательного социального страхования наблюдается как рост количества участников системы с 4 млн. человек в 2005 году до 6 млн. человек в 2017 году, так и получателей социальных выплат из ГФСС с 2 тыс.чел. до 773 тыс.чел. соответственно. Общая сумма социальных выплат за 2005-2017 годы составила – 905 млрд.тенге.

Обязательное социальное страхование подтвердило свою ключевую роль как для конкретного человека, так и для экономики в целом.

Вместе с тем, на этапе внедрения системы обязательного социального страхования были установлены консервативные параметры назначения социальных выплат, которые обеспечивали действенность и устойчивость системы с учетом существовавших на тот момент условий.

Сегодня имеются предпосылки для совершенствования параметров назначения социальных выплат с учетом международных стандартов, текущих условий социально-экономического развития и финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на долгосрочной основе.

С момента внедрения обязательного социального страхования материнства и детства, наибольшая доля социальных выплат (порядка 90%) из ГФСС приходится на выплаты в поддержку материнства и детства. Данная ситуация сложилась в связи с несовершенством параметров исчисления социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца и потере работы. Средние размеры социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца и потере работы не соответствуют потребностям получателей.

За 2017 год средние размеры социальной выплаты по утрате трудоспособности – 13 712 тенге, потере кормильца – 12 897 тенге,  потере работы – 18 305 тенге. При этом, доля получателей, у которых размер социальной выплаты по утрате трудоспособности менее среднего значения, составляет – 62%, по потере кормильца – 66%, по потере работы – 63%.

Следует отметить, что социальные риски для указанных получателей носят случайный характер в отличие от таких планируемых событий как материнство и детство.

Проведенный анализ назначения таких выплат выявил следующие вопросы, требующие решения:

1. Усиление взаимосвязи между стажем участия в системе социального страхования и размерами социальных выплат.

При исчислении социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца и потере работы применяется коэффициент стажа участия в зависимости от количества месяцев, за которые поступили социальные отчисления в ГФСС от 0,1 до 1,0 (менее 6 мес. – 0,1; от 6 до 12 мес. – 0,7; от 12 до 24 мес. – 0,75; от 24 до 36 мес. – 0,85; от 36 до 48 мес. – 0,9; от 48 до 60 мес. – 0,95; от 60 и более мес. – 1,0.). 

Анализ поступлений социальных отчислений показывает, что доля участников, за которых производились социальные отчисления 60 месяцев и  более, составляет 54%.

На начальном этапе функционирования системы такая градация коэффициента стажа участия стимулировала участников больше работать и набирать трудовой стаж. Однако, сегодня установленная градация коэффициента стажа участия не отвечает принципу «кто больше работает, тот больше получает».

В связи с этим, предлагается сохранить действующую градацию стажа участия. При этом, размер социальной выплаты для участников системы обязательного социального страхования, у которых стаж участия превышает 72 месяца, предлагается увеличить на 1% за каждые 12 месяцев сверх данного стажа участия.

Новый подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение получателей, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.

 

  1. Необходимость изменения механизма исчисления среднемесячного размера дохода, учитываемого при определении размеров всех социальных выплат, кроме выплаты по беременности и родам

Среднемесячный размер дохода, учтенный в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние 24 календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на 24.

Это означает, что отсутствие дохода за последние 24 месяца перед наступлением социального риска снижает общий среднемесячный размер дохода, несмотря на то, что оно может возникать по уважительной причине.

Так, согласно пункту 5 Правил проведения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года №44, медицинские организации после проведения комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами направляют на МСЭ лиц не ранее 4-х месяцев с момента наступления временной нетрудоспособности или установления диагноза, за исключением лиц с анатомическими дефектами и неизлечимых больных со значительными или резко выраженными нарушениями функций организма и отсутствием реабилитационного потенциала.

В течение 4-х месяцев временной нетрудоспособности, работнику выплачивается социальное пособие в размере не более 15-кратной величины   месячного расчетного показателя в месяц, с которого уплачиваются социальные отчисления.

При этом, доход в виде социального пособия за 4 месяца значительно снижает фактический размер утраченного дохода. Об этом свидетельствуют результаты анализа назначении 2017 года, где за 19,3% получателей (2 788 человек из 14 483 назначенных выплат) социальные отчисления за последние               4 месяца вовсе не поступали, у 65,8% получателей среднемесячный доход уменьшился из-за наступления временной нетрудоспособности.

Также, при исчислении социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до одного года учитывается среднемесячный доход, с которого уплачивались социальные отчисления за последние 24 месяца перед рождением ребенка. Однако, этот механизм является несправедливым по отношению к женщинам, находившимся в отпуске по беременности и родам и не имеющим доход, с которого уплачивались бы социальные отчисления до рождения ребенка.

Анализ получателей таких выплат за 2017 год показывает, что за 57,3% женщин социальные отчисления за последние 2 месяца перед рождением ребенка не поступали.

Таким образом, действующий подход определения среднемесячного дохода ущемляет интересы участников, не учитывает их вклад в систему и порождает социальную несправедливость.

В этой связи, в целях определения фактического размера утраченного дохода, предлагается среднемесячный доход исчислять исходя из наибольшей суммы ежемесячных доходов за последовательные 24 месяца из последних 36 месяцев до наступления социального риска.

В этом случае, социальные выплаты будут назначаться на основании максимального дохода заявителя за два из последних трех лет перед наступлением социального риска, что значительно влияет на рост размеров социальных выплат.

В целях поддержки материнства и неущемления прав женщин, оформляющих отпуск по беременности и родам и проработавших небольшое количество месяцев, существующий порядок определения среднемесячного дохода, применяемый для исчисления социальной выплаты по беременности и родам, предлагается сохранить.

3. Вычитание 80% от минимальной заработной платы (далее – МЗП) из среднемесячного дохода

Сегодня при исчислении социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца из размера среднемесячного дохода вычитается 80% МЗП.

Данное вычитание объясняется наличием базового уровня социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и членов семей, потерявших кормильца. Если на момент внедрения системы, размеры государственных пособий по инвалидности и потере кормильца соответствовали в среднем 80% МЗП, то текущие размеры намного превышают установленный уровень (187% от МЗП на случай инвалидности и 214% от МЗП на случай потери кормильца).

В структуре получателей указанных выплат порядка 45% получателей имеют среднемесячный доход до 2 МЗП. Это означает, что применение фактического размера государственных пособий при определении среднемесячного дохода приведет к невозможности назначения социальных выплат почти половине обратившихся гражданам.

Поэтому, предлагается вычитание из среднемесячного дохода 0,8 от МЗП исключить, что позволит повысить размеры социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца.

4. Применение индивидуальной степени утраты трудоспособности

Для исчисления размера социальной выплаты по утрате трудоспособности применяется усредненный коэффициент утраты трудоспособности в зависимости от степени утраты трудоспособности от 0,3 до 0,7 (если степень утраты трудоспособности от 30% до 60%, то – 0,3, от 60% до 80% – 0,5, от 80% до 100% – 0,7).

Таким образом, отсутствует индивидуальный подход в исчислении размера социальной выплаты в зависимости от степени утраты трудоспособности конкретного получателя. Например, при установлении степени утраты трудоспособности 59%, применяется коэффициент 0,3, а если 61%, то 0,5, что нарушает социальную справедливость.

Поэтому, при определении социальной выплаты по утрате трудоспособности предлагается применять коэффициент, соответствующий установленной подразделениями медико-социальной экспертизы степени утраты общей трудоспособности (от 30% до 100%).

5. Отсутствие единого подхода социальной поддержки семей, потерявших кормильца

Сегодня выплата по потере кормильца из ГФСС назначается в разрезе 4-х и более иждивенцев, тогда как аналогичное государственное пособие из бюджета - в разрезе 6-ти и более иждивенцев, что свидетельствует об отсутствии единого подхода между указанными видами выплат по одному и тому же социальному риску.

Кроме того, коэффициенты количества иждивенцев не соответствуют коэффициентам, применяемым при назначении государственного пособия. Так, размер государственного пособия на одного иждивенца составляет 0,86 от прожиточного минимума, а при исчислении аналогичной социальной выплаты применяется коэффициент 0,4, что существенно снижает размер социальной выплаты.

Предлагается установить единую градацию количества иждивенцев, что позволит применять повышенный коэффициент в зависимости от потребности членов семей, потерявших кормильца.

6. Изменение коэффициента замещения дохода

Сегодня при определении социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца применяется одинаковый коэффициент замещения дохода, равный 0,6, а по потере работы – 0,3.

При этом, Международной организацией труда (Конвенция №102) рекомендованы минимальные нормы социального обеспечения, согласно которым уровень замещения дохода по утрате трудоспособности и потере кормильца – 0,4, пособие по безработице – 0,45 от застрахованного дохода.

Следует отметить, что с учетом отмены вычитания, размер социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца может превысить утраченный доход, что требует регулирования уровня замещения дохода в пределах рекомендации международной организации труда.

В этой связи, предлагается коэффициенты замещения доходов привести в соответствие с международными рекомендациями, то есть коэффициент для социальной выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца предлагается изменить с 0,6 на 0,4, по потере работы – с 0,3 на 0,45, по уходу за ребенком сохранить на текущем уровне.

7. Повышение социальной защищенности граждан, потерявших работу

Социальная выплата по потере работы из ГФСС назначается:

- от 1 до 4 месяцев в зависимости от стажа участия в системе (на 1 месяц, если социальные отчисления уплачивались от 6 до 12 месяцев; на 2 месяца - от 12 до 24 месяцев; на 3 месяца - от 24 до 36 месяцев; на 4 месяца - от 36 и более месяцев);

- на 6 месяцев участникам системы, которые остались без работы по причине ликвидации предприятия, сокращения штатной численности или снижения объемов производства при стаже участия 36 месяцев и более.

При этом, участник системы должен подтвердить факт потери работы по указанным основаниям путем представления выписки из приказа работодателя. Учитывая переход на проактивный формат оказания государственной услуги, то есть автоматическое назначение социальной выплаты по потере работы при присвоении статуса безработного без обращения заявителя, предлагается социальные выплаты назначать вне зависимости от причины потери работы.

 При этом, продолжительность социальной выплаты будет увеличен с 4 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе:

- на 1 месяц - если социальные отчисления уплачивались от 6 до 12 месяцев;

- на 2 месяца - если социальные отчисления уплачивались от 12 до 24 месяцев;

- на 3 месяца - если социальные отчисления уплачивались от 24 до 36 месяцев;

- на 4 месяца - если социальные отчисления уплачивались от 36 до 48 месяцев;

- на 5 месяцев - если социальные отчисления уплачивались от 48 до 60 месяцев;

- на 6 месяцев - если социальные отчисления уплачивались от 60 месяцев и более.

8. Необходимость уточнения законодательных норм по приостановлению, возобновлению и прекращению социальных выплат по видам социальных рисков

Действующим Законом не предусмотрены аналогичные с государственными социальными пособиями механизмы приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат в случаях выезда получателей на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан и получения сведений из информационных систем. 

Так к примеру, в целях исключения двойного получения выплат из разных государств, социальные выплаты по аналогии государственного социального пособия из бюджета должны приостанавливаться в случае выезда получателя на постоянное место жительство.

В целях обеспечения преемственности назначения социальных выплат, предлагается законодательно закрепить основания для приостановления, возобновления, отказа в назначении и прекращении выплат по видам социальных рисков по аналогии государственных пособий из бюджета.

9. Повышение эффективности инвестиционного управления активами ГФСС

Сегодня Инвестиционное управление активами ГФСС осуществляется через доверительного управляющего в лице Национального Банка Республики Казахстан.

При этом, порядок управления активами и перечень финансовых инструментов для инвестирования активов, в том числе индивидуально определенных эмитентов, определяется на основании решения Правительства Республики Казахстан.

В целях повышения инвестиционной безопасности, обеспечения сохранности активов ГФСС и финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, предлагается инвестиционную декларацию утверждать на уровне Правительства Республики Казахстан.

10. Отсутствие проведения обязательного аудита актуарных расчетов финансовой устойчивости ГФСС

ГФСС с момента создания осуществляет актуарные расчеты по оценке финансовой устойчивости. Согласно Руководству по актуарной деятельности в социальном обеспечении Международной ассоциации социального обеспечения актуарная модель системы обязательного социального страхования подлежит аудиту на периодической основе.

Таким образом, за 13 лет функционирования системы обязательного социального страхования назрела необходимость дальнейшего пересмотра параметров назначения социальных выплат.

В целом, можно выделить следующие направления совершенствования системы обязательного социального страхования, предусматривающие:

1) изменение социальных рисков по материнству и детству

Социальными рисками будут признаны временная нетрудоспособность в связи беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также уход за ребенком по достижении им возраста одного года.  

Следует отметить, что Главой государства в Послании народу Казахстан от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» было поручено ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин.

Кроме того, Конвенция об охране материнства, ратифицированная Республикой Казахстан в 2012 году, применяется ко всем работающим по найму женщинам, включая женщин, занятых нетипичными формами зависимого труда.

В этой связи социальная выплата на случай ухода за ребенком по достижении им возраста одного года должна быть направлена в первую очередь на защиту матери, что также соответствует Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, согласно которой защита доходов матери через систему государственных пособий и социального страхования будет способствовать созданию социально-экономических условий, благоприятных для рождения ребенка и его раннего когнитивного развития в первые месяцы и годы жизни.

2) пересмотр параметров назначения социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы, по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года из ГФСС;

3) утверждение инвестиционной декларации ГФСС на уровне Правительства Республики Казахстан;

4) проведение независимого аудита актуарной модели системы обязательного социального страхования каждые три года в целях обеспечения прозрачности и достоверности финансовой отчетности и прогнозов финансовой устойчивости системы.

Поскольку предполагаемые поправки затрагивают более 50% статей из 40 (с учетом дополненных статей) действующего Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», требуется его принятие в новой редакции.

В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», при внесении изменений и (или) дополнений в текст нормативного правового акта в объеме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция.

 

3. Цели принятия законопроекта

Целями принятия законопроекта является усиление правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования в Республике Казахстан по следующим направлениям:

- развитие системы обязательного социального страхования с учетом соблюдения страховых принципов и социальной справедливости;

- усиление взаимодействия между стажем участия в системе обязательного социального страхования и размерами социальных выплат из ГФСС;

- формирование стимулов участия населения в системе обязательного социального страхования;

- повышение эффективности инвестиционного управления активами ГФСС.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования при наступлении случая социального риска.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Законопроект состоит из 5 глав:

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Социальные отчисления

Глава 3. Социальные выплаты

Глава 4. Порядок функционирования ГФСС

Глава 5. Заключительные положения

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

По результатам правового мониторинга выявлены нормы действующего Закона, которые не подлежат реализации в связи изменением собственника информационной системы, оптимизацией и автоматизацией оказания государственных услуг по назначению социальных выплат.

Например, одним из видов деятельности НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) в сфере обязательного социального страхования, относящихся к государственной монополии, является предоставление информации из информационных систем уполномоченному органу и ГФСС. Сегодня, собственником информационной системы является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, поэтому нет необходимости в получении какой-либо информации от Государственной корпорации.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения повышения социальной защищенности работающих граждан путем увеличения размеров их выплат, так и с позиции усиления трудовой мотивации и заинтересованности в формальной занятости.

Законопроект также позволит повысить эффективность инвестиционного управления активами ГФСС и оценки финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования.

Таким образом, принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых и социально-экономических последствий.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты:

1. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414-V;

2. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс);

3. Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V;

4. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;

5. Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года№ 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

6. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года № 126 «О страховой деятельности»;

7. Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. 482-V «О занятости населения» от 21 июня 2013 года.

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Общественные отношения, рассматриваемые в рамках данного законопроекта, регламентируются Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

При разработке законопроекта в части отдельных вопросов был изучен и принят во внимание опыт ряда зарубежных стран.

Основополагающим документом является «Всеобщая декларация прав человека» (ООН, 1948 г.), согласно которой каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Кроме того, материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Также были учтены рекомендации Международной организации труда (далее – МОТ), членом которой с 1993 года является Казахстан.  

В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения предписывает установить ставку замещения дохода в случае утраты трудоспособности и потере кормильца в размере 40%, безработицы в размере 45%.

Согласно Конвенции МОТ №102 период продолжительности пособия минимум 13 недель в год. Максимальное время выплаты пособия безработному различается в разных странах и зависит от ситуации в стране, уровня безработицы, представлений о справедливости и пользе пособий, распространенности злоупотреблений и выделяемых средств. Период выплаты пособия обычно также зависит от требований, предъявляемых к безработному, претендующему на получение пособия.

Во Франции инвалидность рассматривается с позиций соотносимости с предшествующей профессиональной деятельностью. Обязательным условием назначения инвалиду пенсии является возраст – застрахованный должен быть моложе 60 лет. Если возраст пострадавшего выше, обеспечение, как правило, предоставляется в виде пенсии по старости.

При этом, степень инвалидности для расчета и начала выплаты пенсии должна составлять не менее 10% ограничения способности к трудовой деятельности. Если она меньше, гражданин имеет право на получение единовременной страховой выплаты.

Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена пережившему супругу, реже – родителям, детям. Основной размер – 54% размера пенсии, которую получал либо на которую мог претендовать умерший. Если на иждивении вдовы либо вдовца находятся трое и более детей, на них может быть назначена надбавка в размере 10%.

В Германии получатель пособия по инвалидности перед наступлением страхового случая должен иметь стаж участия не менее 5 лет, из которых 3 года – обязательные социальные отчисления.

Пособия по потере кормильца зависят от суммы социальных отчислений погибшего.

В Норвегии пособие по инвалидности выплачивается лицам в возрасте от 18 до 66 лет с минимальным стажем участия в социальной страховой системе 3 года перед наступлением страхового случая. Размер пособия зависит от степени утраты трудоспособности, которая определяется Национальной ассоциацией страхования.

Те же условия, что на инвалидов распространяются на получателей пособия по потере кормильца. Причем потерявший кормильца супруг или супруга должен был состоять в официальном браке с погибшим не менее 5 лет либо иметь в иждивении одного ребенка. Сироты моложе 18 лет также имеют право на получение пособия.

Пособия по безработице выплачиваются работникам, застрахованным в системе социального страхования, а также лицам по программе солидарного социального страхования. Право на получение пособия по безработице могут получить только те лица, годовой доход которых равен 1,5 кратному размеру базовой суммы перед наступлением страхового случая.

В Чехии размер пособия по инвалидности зависит от степени утраты трудоспособности и от стажа участия в социальной страховой системе на момент наступления страхового случая.

В Сербии для женщины отпуск после рождения ребенка предоставляется на 365 дней. Количество дней отпуска может быть больше, но сверх года они не оплачиваются.

В Хорватии женщина имеет право на 365 дней оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком.

В Республике Беларусь застрахованным гражданам назначаются страховые выплаты из Фонда социальной защиты Беларусь. При этом, в системе социального страхования назначение выплат напрямую зависит от стажа работы участника.

Так, выплата по инвалидности из Фонда социальной защиты  назначается независимо от причины утраты трудоспособности при наличии стажа работы ко времени ее наступления или обращения за пенсией, к примеру, до 23 лет – 1 год, от 23 до 26 лет – 2 года, от 26 до 31 – 3 года.

Обязательное требование к стажу работы есть и при назначении выплаты по потере кормильца. Так, выплата по случаю потери кормильца назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж работы, который установлен для назначения выплаты по инвалидности. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее 100% минимального размера выплаты по возрасту (равному 55% от среднемесячного заработка).

Членам семьи, потерявшей кормильца, не имевшего стажа работы, достаточного для назначения полной выплаты по инвалидности, назначается выплата при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы кормильца.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Финансовые затраты из бюджета в связи с реализацией законопроекта не требуются.

По оценочным данным, при введении новых параметров назначения социальных выплат финансовая устойчивость ГФСС сохраняется до 2049 года.

 

ВложениеРазмер
Иконка пакета rus.zip630.76 КБ
Разделы:
Изменён 4 октября, 2018 - 14:42
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Голосование за лучший социальный проект
Информационная кампания "Безопасный труд"
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий