check

Вы здесь

Рассмотренные вопросы

Добрый день !  Прошу Вас дать разъяснение по сложившейся ситуации:

Ответ: 

Уважаемая АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА!

Согласно статье 79 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником. При этом отдельно учитываются время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни, дни командировок.

Вместе с тем, согласно статье 73 Кодекса, в случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы может устанавливаться сменная работа.

Сменная работа - это работа в две либо в три или четыре рабочих смены в течение суток.

Тем самым установление 24 часового рабочей смены является недопустимым.

При сменной работе продолжительность рабочей смены и переход из одной смены в другую устанавливается графиками сменности.

Согласно статье 84 Кодекса работникам (группе работников), занятым на непрерывных производствах или на производствах, остановка работы которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также работающим вахтовым методом, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно согласно графикам сменности (графикам вахт).

Т.е., сменным работникам выходные дни предоставляются согласно графикам сменности, и в случае, если смена работника выпала, к примеру, на субботу или воскресенье, являющиеся выходными днями для работающих по пятидневной и шестидневной рабочей неделе, эти дни не оплачиваются в повышенном размере, т.к. они являются для работника со сменным графиком работы обычными рабочими днями.

При этом, отмечаем, что оплата за дежурство не регламентирована Кодексом.

В этой связи по оплате за дежурство преподавателя рекомендуем обратиться в уполномоченный орган в сфере образования – Министерство образования и науки РК.

Номер вопроса: 364653
Изменён 12 ноября, 2019 - 11:25

Добрый день! 

Ответ: 

Уважаемая ТОКМУРЗАЕВА ЛЯЗЗАТ НУРЛЫХАНОВНА!

Согласно п.13 Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» в случае повышения должностного оклада исчисление средней заработной платы производится с учетом коэффициента повышения в следующем порядке:

1) если повышение произошло в расчетный период, средняя заработная плата, за каждый месяц, предшествующий повышению, исчисляется с учетом коэффициента повышения;

2) если повышение произошло после расчетного периода до наступления события, средняя заработная плата за расчетный период исчисляется с учетом коэффициента повышения;

3) если повышение произошло в период события, часть средней заработной платы исчисляется с учетом коэффициента повышения с даты повышения тарифной ставки (должностного оклада) до окончания указанного периода.

Коэффициент повышения рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной в последнем месяце повышения, на каждую тарифную ставку (должностной оклад), установленную до повышения.

Коэффициент повышения применяется к общей сумме начисленной заработной платы каждого соответствующего месяца в пределах расчетного периода.

Коэффициент повышения не применяется:

1) при переводе работника с одной должности на другую;

2) при увеличении стажа работы по специальности работника или при повышении квалификационного разряда рабочего, учитываемых при исчислении размера должностного оклада.

Таким образом, при исчислении средней заработной платы коэффициент повышения применяется при повышении должностного оклада в пределах одной должности. То есть, в указанном Вами обоих случаях коэффициент повышения применяется за период октябрь 2018 года – март 2019 года: при первом случае – коэффициент повышения 1.2; во втором случае – 1.36.

Номер вопроса: 364650
Изменён 8 ноября, 2019 - 12:08

Здравствуйте! Может ли мужчина (муж) выйти в декретный отпуск или в отпуск по уходу за ребенком если ребенок уже родился и ему 5 месяцев? Если да-то что для этого нужно? Если нет - то почему? Спасибо! 

Ответ: 

Уважаемый Ернар Ермекович!

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работнику по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: по выбору родителей – матери либо отцу ребенка.

Отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется на основании письменного заявления работника с указанием его продолжительности и предоставлением свидетельства о рождении или другого документа, подтверждающего факт рождения ребенка.

Исходя из данной нормы, следует, что работодатель предоставляет отпуск по уходу за ребенком с даты указанной в заявлении работника (при предоставлении документа, подтверждающего факт о рождения ребенка).

Соответственно, работнику достаточно обратиться к работодателю с  заявлением.

В этой связи, работодатель не вправе отказать в предоставлении работнику (матери или отцу ребенка) отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком.

Номер вопроса: 364622
Изменён 4 ноября, 2019 - 10:12
Тема вопроса: 

Здраствуйте, повторно обращаемся к вам . Мы вам ранее писали , что муж участвует в программе по снижению долговой нагрузки( статус: многодетная семья)  и вы в ответе это подтвердили. Но ему до сих пор не списали . Вы нам написали обратится в банк по месту получения кредита ,мы обратились. Там говорят , что его в списке нету т.к список еще не обновлялся. Мы писали в соц.сетях и в Нац.банк и на их электронный адрес но они не отвечают.

Ответ: 

Уважаемая Алия Хаирлиевна!

Согласно Указу Президента РК от 26 июня 2019 года № 34 «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» (далее - Указ) должниками, подпадающими под погашения в банках второго уровня и микрофинансовых организациях задолженности по беззалоговым потребительским займам, являются многодетные семьи; семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца; семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет; получатели государственной адресной социальной помощи; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

При этом, согласно данным информационных систем Министерства Вы  имеете статус «многодетная семья». Списки вышеуказанных лиц, в том числе по Вашей категории были переданы в АО «Государственное кредитное бюро» (далее – Кредитное бюро).

К сведению сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 июля 2019 года № 520 «О некоторых вопросах использования средств на снижение долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» Министерство только формирует список вышеуказанных лиц и направляет его в Кредитное бюро.

Кредитное бюро определяет должников и их займы и (или) микрокредиты, по которым осуществляется погашение задолженности по основному долгу и вознаграждению в размере, не превышающем 300 000 (триста тысяч) тенге на одного заемщика по состоянию на 1 июня 2019 года и формирует список на оплату.

Кредитное бюро направляет в банки второго уровня и микрофинансовые организации представленный Министерством список вышеуказанных лиц.

Банки второго уровня и микрофинансовые организации по форме и формату, установленным Кредитным бюро, направляют в Кредитное бюро официальное письмо за подписью первого руководителя или уполномоченного лица с приложением информации о задолженности вышеуказанных лиц, в разбивке по каждому займу или микрокредиту с указанием задолженности по основному долгу и вознаграждению по состоянию на 01 июня 2019 года, а также о размере годовой эффективной ставки вознаграждения, рассчитанной в соответствии с постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137 «Об утверждении Правил исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам» и от 24 декабря 2012 года № 378 «Об утверждении Правил расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым микрокредитам». 

Достоверность, корректность и полнота представляемых в Кредитное бюро сведений обеспечивается банками второго уровня и микрофинансовыми организациями.

Номер вопроса: 364619
Изменён 8 ноября, 2019 - 12:02

Здравствуйте!

Сотрудник, работающий в Коммунальном государственном предприятии,  в связи с дефицитом кадров пищит заявление на подработку за увеличенный объем работы в размере 0,25 ставки (баланс рабочего времени 7 часов 12 мин в день) и отрабатывает в день по 9 часов. Оплачивают ему за фактическое отработанное время, но при этом 0,25 ставки в полуторном размере не оплачивается.

Ответ: 

Уважаемый Алибек Серикович!

Трудовой кодекс Республики Казахстан выделяет понятие сверхурочная работа это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверх нормального количества рабочих часов за учетный период).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение суток два часа (п.1 ст. 78 Кодекса).

Согласно статье 108 Кодекса при повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается в повышенном размере согласно условиям трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя, но не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника.

Таким образом, к сверхурочным работам привлекаются по инициативе работодателя и только с письменного согласия работника и оплата сверхурочных работ  производится в повышенном размере.

Пожалуйста подскажите верен ли расчет которые работодатель использует в расчете отпускных для условий описаных ниже 

Работник работает во вредных условиях на вахте 28 на 28 дней и колличеством рабочих часов в день - 10.5 часов, работнику предоставляется 30 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска

Работодатель предлагает такой вариант расчета отпускних (в независимости от того приходится ли отпуск на период межсменного отдыха или на рабочюю вахту):

Ответ: 

Уважаемый ЖЕЛЕЗНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ!

Согласно статье 87 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется работникам с сохранением средней заработной платы.

Расчет средней заработной платы производится на основании Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» (далее-Правила).

Согласно п.7 Правил средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события (на период отпуска).

При этом, при суммированном учете рабочего времени (в том числе при вахтовом методе работы) для исчисления средней заработной платы используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество фактически отработанных рабочих часов в расчетном периоде.

Таким образом, при вахтовом методе работы средняя заработная плата для исчисления отпускных исчисляется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, приходящихся на дни трудового отпуска с учетом режима работы (по графику вахты).

В этой связи приведенный Вами расчет отпускных является неверным.

В случае проведения государственной инспекцией труда проверки за неверный расчет будет вынесено предписание об устранении нарушения.

 

Вместе с тем, сообщаем, что Методические рекомендации по применению Правил размещены на веб-сайте Министерства в рубрике «Официальный отдел», где разъяснен порядок с примерами расчета средней заработной платы для исчисления отпускных.

 

Для сведения, если Ваша организация является частной организацией (АО, ТОО и т.д.), то согласно статье 107 Кодекса система оплаты труда работников частных организаций определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя, то есть самостоятельно.

Условия оплаты труда, определенные соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

То есть, если условиями коллективного договора частной организации и (или) актами работодателя при предоставлении трудового отпуска работникам в их межвахтовый отдых, предусмотрена оплата, не ухудшающая положение работников, то данное действие не является нарушением трудового законодательства.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель обязан проводить обучение, инструктирование, проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда.

Ответ: 

Уважаемая Лилия Ирафовна!

По первому вопросу

При проведении обучения, инструктирования и проверок знаний работников по безопасности и охране труда, кроме Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019 (далее - Правила), необходимо также руководствоваться ГОСТом 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».

 

По второму вопросу

Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 182 Трудового Кодекса РК работодатель обязан проводить обучение, инструктирование, проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда, а также обеспечивать их документами по безопасному ведению производственного процесса и работ за счет собственных средств.

Под работником понимается физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору.

Таким образом, обучение, инструктирование и проверка знания по вопросам безопасности и охраны труда, проводится исключительно с работником.

По третьему вопросу

Сроки проведения вводного инструктажа Правилами не регламентируются.

Однако, согласно пункту 40 Правил, первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности работников проводят ответственные работники.

При этом, до проведения первичного инструктажа на рабочем месте должен быть проведен вводный инструктаж.

Таким образом, срок проведения вводного инструктажа должен исходить от начала производственной деятельности работника.

По четвертому вопросу

В соответствии со статьей 7 Закона РК «О правовых актах» (далее - Закон) нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

К основным видам нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция Республики Казахстан, конституционные законы Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, консолидированные законы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан;

2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

2-1) нормативные правовые акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан;

3) нормативные правовые постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

4) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;

6) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

К производным видам нормативных правовых актов относятся:

1) положение;

2) технический регламент;

3) стандарт государственной услуги;

4) регламент государственной услуги;

5) правила;

6) инструкция.

Вместе с тем, законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.

Таким образом, считаем, что международные и национальные стандарты относятся к производным видам нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое.

Следовательно, при определении иерархии производного вида нормативного правового акта, необходимо руководствоваться нормативным правовым актом основного вид, на основании, которого принят производный акт.

             По пятому вопросу

             Согласно положению Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (утвержденного приказом и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 июля 2019 года № 9) реализация государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизаци, разработка и регистрация национальных стандартов, в том числе  подготовка предложений об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан возложено на Комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции  Республики Казахстан.

             Таким образом, по данному вопросу необходимо обратиться в Комитет технического регулирования и метрологии.

Номер вопроса: 364575
Изменён 11 ноября, 2019 - 14:41
Тема вопроса: 

Добрый день.

Я Қалидолда Ерқұлан, по снижению долговой нагрузки меня есть в списке. 

В Каспи банке 24.10.2019г. списали кредит. Но через день 25 го число обратно отобрали всю сумму, и я стал опят должников. Почему это так случилось?

Ответ: 

Уважаемый ЕРҚҰЛАН!

Согласно Указу Президента РК от 26 июня 2019 года № 34 «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» (далее - Указ) должниками, подпадающими под погашения в банках второго уровня и микрофинансовых организациях задолженности по беззалоговым потребительским займам, являются многодетные семьи; семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца; семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет; получатели государственной адресной социальной помощи; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

При этом, согласно данным информационных систем Министерства Вы  имеете статус «семьи, имеющие инвалидов с детства старше 18 лет». Списки вышеуказанных лиц, в том числе по Вашей категории были переданы в АО «Государственное кредитное бюро» (далее – Кредитное бюро).

К сведению сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 июля 2019 года № 520 «О некоторых вопросах использования средств на снижение долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» Министерство только формирует список вышеуказанных лиц и направляет его в Кредитное бюро.

Кредитное бюро определяет должников и их займы и (или) микрокредиты, по которым осуществляется погашение задолженности по основному долгу и вознаграждению в размере, не превышающем 300 000 (триста тысяч) тенге на одного заемщика по состоянию на 1 июня 2019 года и формирует список на оплату.

Кредитное бюро направляет в банки второго уровня и микрофинансовые организации представленный Министерством список вышеуказанных лиц.

Банки второго уровня и микрофинансовые организации по форме и формату, установленным Кредитным бюро, направляют в Кредитное бюро официальное письмо за подписью первого руководителя или уполномоченного лица с приложением информации о задолженности вышеуказанных лиц, в разбивке по каждому займу или микрокредиту с указанием задолженности по основному долгу и вознаграждению по состоянию на 01 июня 2019 года, а также о размере годовой эффективной ставки вознаграждения, рассчитанной в соответствии с постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137 «Об утверждении Правил исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам» и от 24 декабря 2012 года № 378 «Об утверждении Правил расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым микрокредитам». 

Достоверность, корректность и полнота представляемых в Кредитное бюро сведений обеспечивается банками второго уровня и микрофинансовыми организациями.

Номер вопроса: 364573
Изменён 8 ноября, 2019 - 12:03
Тема вопроса: 

Прошу Вас сделать корректировку моих кредитов, которые я брал до 1 июня 2019 года. Согласно указу президента№34 от 26.06.2019. по снижению долговой нагрузки погашение кредитной задолженности предусмотрено следующим категориям: - семьи, имеющие детей - инвалидов, инвалидов детства старше 18 лет.

Ответ: 

Уважаемый МЕЙРАМ ЖАРМАГАМБЕТОВИЧ!

Согласно Указу Президента РК от 26 июня 2019 года № 34 «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» (далее - Указ) должниками, подпадающими под погашения в банках второго уровня и микрофинансовых организациях задолженности по беззалоговым потребительским займам, являются многодетные семьи; семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца; семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет; получатели государственной адресной социальной помощи; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

При этом, согласно данным информационных систем Министерства Вы  имеете статус «семьи, имеющие инвалидов с детства старше 18 лет». Списки вышеуказанных лиц, в том числе по Вашей категории были переданы в АО «Государственное кредитное бюро» (далее – Кредитное бюро).

К сведению сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 июля 2019 года № 520 «О некоторых вопросах использования средств на снижение долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» Министерство только формирует список вышеуказанных лиц и направляет его в Кредитное бюро.

Кредитное бюро определяет должников и их займы и (или) микрокредиты, по которым осуществляется погашение задолженности по основному долгу и вознаграждению в размере, не превышающем 300 000 (триста тысяч) тенге на одного заемщика по состоянию на 1 июня 2019 года и формирует список на оплату.

Кредитное бюро направляет в банки второго уровня и микрофинансовые организации представленный Министерством список вышеуказанных лиц.

Банки второго уровня и микрофинансовые организации по форме и формату, установленным Кредитным бюро, направляют в Кредитное бюро официальное письмо за подписью первого руководителя или уполномоченного лица с приложением информации о задолженности вышеуказанных лиц, в разбивке по каждому займу или микрокредиту с указанием задолженности по основному долгу и вознаграждению по состоянию на 01 июня 2019 года, а также о размере годовой эффективной ставки вознаграждения, рассчитанной в соответствии с постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137 «Об утверждении Правил исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам» и от 24 декабря 2012 года № 378 «Об утверждении Правил расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым микрокредитам». 

Достоверность, корректность и полнота представляемых в Кредитное бюро сведений обеспечивается банками второго уровня и микрофинансовыми организациями.

К сведению сообщаем, что займы, переданные в коллекторские агентства, залоговые займы и заемы выданные после 01 июня 2019 года, не могут участвовать в мерах по снижению долговой нагрузки.

Номер вопроса: 364568
Изменён 8 ноября, 2019 - 12:04

Согласно Типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих государственных организаций культуры, утвержденных приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 17 июля 2017 года № 209.

Ответ: 

Уважаемая Елена Ивановна!

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется комиссией (квалификационной, аттестационной).

Согласно п. 8 Правил и условий исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета в сферах культуры, развития языков, архивного дела и документационного обеспечения управления, физической культуры и спорта, утвержденным приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22.12.2016 г. № 342 (рег. № в МЮ 14723) решение комиссии (квалификационной, аттестационной) об исчислении стажа работы (о присвоении категории) по специальности оформляется протоколом, который остается в кадровой службе государственной организации. Копия протокола передается кадровой службой в бухгалтерию государственной организации.

В соответстиии с пунктом 3 статьи 60  Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК официальное разъяснение нормативных правовых актов дают уполномоченные органы, их принявшие (издавшие).

В этой связи, по данному вопросу за дополнительным разъяснением рекомендуем обратиться в Министерство культуры и спорта Республики Казахстан как уполномоченный орган.

Номер вопроса: 364563
Изменён 11 ноября, 2019 - 14:40

Страницы

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий